$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ГЛОБАЛЬНАЯ ШОКОЛАДКА©

16.10.2012

Сладости — один из тех товаров, аппетит к которым у человечества никогда не исчезнет. Так, согласно исследованию «Будущее шоколадной индустрии: что нам может сказать о нем сегодняшний рынок», сделанному международной аудиторской компанией KPMG, несмотря на глобальный экономический кризис, мировой рынок шоколада развивается стабильно и обещает расти в ближайшие 5 лет в среднем по 2% в год. При этом производители сталкиваются с растущими требованиями потребителей и волатильностью на рынках по производству какао.

Наиболее существенными факторами, оказывающими влияние на рост «шоколадной» индустрии, по оценке KPMG являются:

— демографические изменения (география и возрастной состав населения);

— усиление внимания к вопросам здоровья. В ряде стран вводятся дополнительные налоги, чтобы ограничить чрезмерное потребление шоколада, или сокращаются объемы выпуска новой продукции для детей;

— соблюдение принципов устойчивого развития. Крупнейшие производители получают сертификаты Fairtrade (подтверждающие, что их продукция соответствует стандартам справедливой торговли) или другие сертификаты;

— 25% нового шоколада выпускается к праздникам, поскольку он считается престижным, но относительно недорогим подарком;

— внедрение инноваций с акцентом на индивидуализацию продукции.

По данным Международной организации какао (ICCO), мировое потребление шоколада составляет 4 млн. т в год. Больше всего потребляется в США (в среднем 10–11 кг на душу населения в пересчете на сухой какао-порошок ). Здесь предъявляется спрос на качественную, но недорогую продукцию, а также на продукцию с необычными вкусами, например, бекона или васаби. Другой крупнейший, но перенасыщенный рынок — Западная Европа, где среднее потребление шоколада на душу населения составляет 8 кг в год. При этом здесь все больше внимания уделяют проблемам здоровья: в 2011 г. 10% ассортимента новой продукции — шоколад для вегетарианцев, 7% — без добавок и 7% — экологически чистый.

Несмотря на то, что изначально развитие шоколадной индустрии в КНР тормозилось из-за распространенной у китайцев лактазной недостаточности, с 2009 г. продажи шоколада там выросли на 40%. Теперь, согласно годовому отчету Lindt, китайский рынок ежегодно растет на 30%. Большой популярностью пользуется горький шоколад и премиум-класс, причем более половины его приобретается в подарок. За последние два года ассортимент китайского рынка пополнился новыми марками горького шоколада премиум-класса от Ferrero Rocher и эксклюзива от Senz.

Одним из наиболее перспективных развивающихся рынков будет российский, оцениваемый сейчас более чем в 8 млрд. USD при скромном уровне потребления (около 3 кг в год на душу населения). Зато к 2016 г. ожидается рост на 45%, причем по мере роста потребительского спроса на более дорогую и качественную продукцию увеличивается активность производителей шоколада ручной работы.

Согласно психологическим исследованиям покупателей шоколада можно разделить на 3 типа. Первый — те, кто больше всего ценит удобство и выбирает легко разворачиваемые упаковки разного размера. Второй тип — покупатели, для которых основное значение имеет соотношение цены и качества. Даже в США таких около 79%, а в тех странах, где средний класс еще только формируется и уровень его доходов существенно ниже, — еще больше. К примеру, по данным компании Rabobank, в США и Великобритании в 2010 г. плитка шоколада весом 45 г составляла менее 1% от еженедельных расходов на питание, а в Индии — 18%. Поэтому важное значение для освоения развивающихся рынков играет цена, причем успех во многом определяется возможностью и умением предоставлять скидки (что мы можем наблюдать в белорусских гипер- и супермаркетах, где регулярно выставляется украинский и другой импортный шоколад со скидками).

В исследовании KPMG отмечается, что небольшие магазинчики, не имея возможности воспользоваться эффектом масштаба, зачастую проигрывают своим конкурентам по цене, а специализированные магазины и вовсе вытесняются с рынка. На развивающихся рынках набирают популярность универсальные розничные магазины, которые предлагают более широкий ассортимент по низким ценам. В развивающихся странах на шоколад расходуется значительная часть семейного бюджета, говорится в исследовании. Чтобы не потерять клиентов в условиях нестабильности цен на сырье, производителям, все больше придется задумываться над оптимизацией соотношения цены и качества своей продукции.

Третий тип — покупатели, предпочитающие элитную продукцию. На рынках наблюдается тенденция к увеличению доли продукции премиум-класса, а также появлению у таких брендов, как Godiva и Lindt, налета «массовости» на фоне растущего стремления потребителей к ежедневной роскоши. Godiva, принадлежащая турецкому холдингу Yildiz Holding, которой удалось за 10 лет увеличить свои продажи с 400 до 700 млн. USD, планирует превратить свой шоколад в товар массового потребления для сладкоежек, заботящихся о своем здоровье. Эти особенности, по мнению экспертов KPMG, будут определять основные направления развития шоколадной индустрии в ближайшие 30 лет.

Возможно, примет подобные факторы во внимание и новое руководство «Спартака» и «Коммунарки», наращивая экспорт своей продукции на традиционных и новых рынках. Особенно заманчиво выглядит перспектива поставок наших кондитерских изделий в Венесуэлу, которая не только производит какао-бобы, но и славится своим шоколадом. Только одна компания Chocolates El Rey, C.A (кстати частная с японо-американским капиталом) производит свыше 13 тыс. т шоколада и продукции из какао-бобов в год, из которых 17% идет на экспорт, в т.ч. в США, Европу, Японию. Победить местных производителей на их рынке — задача трудная, но тем более почетная.

Анастасия ГРИГОРЬЕВА