Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Исследования, рейтинги
06.10.2017 5 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Глобальная конкурентоспособность эпохи талантизма

© EPA-EFE/LAURENT GILLIERON

Беларусь в очередной раз не значится в рейтинге глобальной конкурентоспособности Всемирного Экономического форума (ВЭФ), опубликованном на прошлой неделе. Еще 6 лет назад власти уверяли, что мы вот-вот будем участвовать в этом исследовании. Но теперь, видимо, такая задача неактуальна, хотя подобные оценки пригодились бы для определения экономической политики.

Рейтинг конкурентоспособности, охватывающий 137 стран мира, основан на комбинации общедоступных статистических данных и результатов опроса руководителей компаний – об­ширного ежегодного исследования, которое проводится ВЭФ совместно с ведущими исследовательскими институтами и компаниями стран, анализируемых в отчете. Вопросы анкеты охватывают широкий круг фак­торов, влияющих на бизнес-­климат. В отчет также включен подробный обзор сильных и слабых сторон конкурентоспособности стран, что позволяет определять приоритетные об­ласти для формулирования политики экономического развития и ключевых реформ, а также тематические разделы с детальным исследованием ряда стран и регионов. В итоге со­ставляется индекс глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index – GCI), включающий 12 параметров. Кроме того, составляется ин­декс конкурентоспособности биз­неса (Business Competitiveness Index, BCI). Всего же для расчета используется 120 различных индикаторов.

В первую десятку в рейтинге конкурентоспособности 2017 г. вошли Швейцария, США, Сингапур, Нидерланды, Германия, Гонконг, Швеция, Великобритания, Япония и Финляндия. Из постсоветских стран в рейтинге отмечены Эстония (29 место), Азербайджан (35), Россия (38), Литва (41), Латвия (54), Казахстан (57), Грузия (67), Армения (73), Таджикистан (79), Украина (81), Молдова (89), Кыргызстан (102 место).

Вероятно, мы могли бы занять достойное место в рейтинге, если бы сотрудничали с организаторами исследования. Вместо этого некоторые отечественные специалисты периодически пытаются смоделировать позицию Беларуси в индексе GCI, основываясь исключительно на количественных параметрах. Действительно, по таким показателям, как инфраструктура, эффективность рынка труда, здоровье и начальное образование, высшее образование и профессиональная подготовка, качество автодорог, проникновение Интернета и услуг мобильной связи, мы наверняка опережаем многие страны, в т.ч. партнеров по СНГ и ЕАЭС. Несколько сложнее с такими индикаторами, как макроэкономическая среда, технологический уровень, инновационный потенциал, объем экспорта и размер рынка. Но мы вряд ли добились бы высоких результатов по ключевым показателям, определяющим развитие экономики, вроде эффективности стимулирования инвестиций с помощью налогообложения, до­ступности технологий и кредитования, эффективности рынка товаров и услуг, независимости судебной системы, конкурентоспособности компаний, уро­вня общественных институтов, развитости финансового рынка и т.п.

В докладе ВЭФ особое внимание уделяется оценке текущей ситуации. По мнению авторов исследования, мировая экономика подвержена риску еще одного кризиса, а также плохо подготовлена к новой волне инноваций и автоматизации.

Главные угрозы аналитики видят в 3 факторах. Первый – это финансовая система, показатели надежности которой до сих пор не восстановились после кризиса 2007 г., а в некоторых странах продолжают снижаться. Между тем именно этот сектор играет важнейшую роль в развитии инвестиций в инновации, связанные с 4-й промышленной революцией. Второй – создание условий, позволяющих выдержать экономический кризис и оказать поддержку людям, теряющим работу из-за процессов автоматизации и роботизации. При этом экономисты считают, что конкурентоспособность усиливается, а не ослабляется, когда поддерживаемая на определенном уровне гибкость трудовых ресурсов на национальном рынке сочетается с адекватными механизмами защиты прав работников.

Данные индекса глобальной конкурентоспособности указывают на то, что причина, зачастую не позволяющая инновациям стимулировать производительность труда, кроется в дисбалансе между уровнем инвестиций в технологии и степенью усилий, направленных на стимулирование их внедрения во всех сферах экономики.

«Глобальная конкурентоспособность будет все больше определяться инновационным потенциалом страны, – считает основатель и исполнительный председатель ВЭФ Клаус Шваб. – Таланты будут становиться более важными, чем капитал, и поэтому мир движется от эпохи капитализма в эпоху талантизма». Победителями в конкурентной гонке будущего станут страны, готовые к 4-й промышленной революции и одновременно укрепляющие свои политические, экономические и социальные системы.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by