$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

Глобализация бухучета: никто не пройдет мимо

04.05.2010

Группа специалистов Всемирного банка представила 27 апреля на семинаре в Минске отчет о соблюдении стандартов и кодексов в сфере бухгалтерского учета и аудита в Беларуси. В нем дана оценка состояния финансовой отчетности и аудита в нашей стране с точки зрения мировой практики. Такая оценка является составной частью совместной программы ВБ и МВФ по подготовке отчетов о соблюдении стандартов и кодексов.

Отчет подготовлен в рамках программы о соблюдении стандартов и кодексов в сфере бухгалтерского учета и аудита (A&A ROSC) на основе результатов диагностического обзора, проведенного в Беларуси в сентябре 2008 г. Но это нисколько не снижает его актуальность сегодня — не так уж много изменилось с тех пор в отечественном бухучете и аудите за последние 1,5 года. Тем временем в других странах изменилось многое, а в перспективе перемен ожидается еще больше.

Выступая на семинаре, руководитель центра ВБ по финансовой отчетности (CFRR) Джон Хегарти отметил, что одной из причин мирового кризиса стала утрата доверия: между банками, инвесторами, заемщиками, на межбанковском рынке, компаний и стран друг к другу. Подорванным оказалось и доверие правительств к институтам, устанавливающим стандарты. Между тем очевидно, что без прозрачности информации нет доверия, без него — кредитов, без кредитов — инвестиций, а без них — экономического роста. Таким образом, финансовая отчетность — неотъемлемый компонент финансового посредничества, инвестиций и устойчивого развития экономики. Собственно, это было известно давно. И недостатки отечественного бухучета неоднократно назывались в числе причин, мешающих развитию бизнеса и привлечению инвестиций в Беларусь. Правда, мы до сих пор пытались обойтись косметическими правками, не меняя сути белорусской системы бухучета и аудита.

Д.Хегарти отметил, что в основе сбоя в работе рынка оказался чрезмерный оптимизм периода высокого роста, доступности кредитов и низкой волатильности. В то же время финансовые регуляторы до сих пор не обладали инструментами, позволяющими видеть концентрацию рисков и небезупречные стимулы, вызвавшие бум финансовых инноваций. Макроэкономическая политика не обращала внимания на накопление рисков на рынке жилья и в финансовой системе. В последней же надзор был лишь фрагментарным, не способным видеть усиливающуюся уязвимость и взаимосвязи. Разумеется, это не единственная причина мирового кризиса. Но недостатки финансовой отчетности сыграли здесь свою роль, а потому нуждаются в исправлении. В числе главных проблем современного бухучета г-н Хегарти назвал пробелы в понимании рисков, их сравнительного анализа, а также процикличность, связанную с учетом по справедливой стоимости и созданием резервов. Чрезмерный оптимизм в признании доходов и расходов во время роста и излишний пессимизм в период спада привел к серьезным искажениям финансовой информации.

Мировой кризис заставил признать, что вместо интегрированного макропруденциального подхода вопросы макроэкономической и финансовой стабильности рассматривались порознь. Никто не заметил, что тенденции роста кредита, левереджа и цен на недвижимость в масштабах экономики создают весьма опасные риски. Страны с рыночной экономикой заплатили за это обвалом фондовых рынков, банкротствами и безработицей. Беларусь — падением темпов роста и прибыли, резким сокращением экспорта. Простейший выход правительства многих стран увидели в масштабных бюджетных вливаниях в экономику, в росте госдолга. И если этих веяний Беларусь не избежала, то и проблемы финансовой отчетности нужно решать вместе со всеми. Благо, зарубежные инвесторы в этом заинтересованы, а международные финансовые организации готовы оказать посильную помощь.

ИНТЕРЕСНО, что нынешний кризис не вызвал особых нареканий на рядовых бухгалтеров и аудиторов: они добросовестно делали свою работу в соответствии с действующими правилами. Но бизнес, правительства и общество не получили вовремя предупреждений об опасности. Очевидно, что в стандартах есть изъяны. А потому в резолюциях саммитов G20 говорилось о необходимости улучшения раскрытия финансовой информации, пересмотра стандартов бухучета, особенно в части оценки стоимости и создания резервов, создания единой системы высококачественных учетных стандартов, улучшения качества, количества и согласованности требований к капиталу в банковской системе. И мировые регуляторы интенсивно работают в этом направлении. Перед ними стоят нелегкие задачи: как обеспечить сближение глобальных систем бухучета, прежде всего МСФО и US GAAP, конвергенцию национальных законодательств с МСФО, усовершенствовать методологию оценки рисков и активов, применения различных видов стоимости, признания расходов и доходов, отражения отдельных операций, представления отчетности.

В Беларуси же до сих пор бухучет в основном существует для нужд исчисления налогов, а процессу учета, особенно первичных учетных документов, уделяется куда больше внимания, чем составлению отчетности. Пока мы годами рассуждали о своем особом пути в экономике вообще и бухучете с аудитом в частности (на чем иные деятели настаивают по сей день), в мире появились новые требования к финансовой информации, иное видение места и роли бухгалтерии в экономических процессах. И если наша страна заинтересована в привлечении инвестиций, равноправном присутствии на мировых рынках товаров и капиталов, придется серьезно пересмотреть многие подходы к регулированию и методологии бухучета и бухгалтерской профессии.

СПЕЦИАЛИСТ по финансовому управлению CFRR Андрей Бусуйок, представляя содержание отчета, дал подробную оценку состояния бухучета и аудита в республике и перспектив их совершенствования по разным направлениям — как для крупных компаний и банков, так и для малого и среднего бизнеса. По мнению экспертов ВБ, в Беларуси принимаются меры по дальнейшему укреплению бухучета и аудита, но сделать еще предстоит очень многое — как в сфере законодательства, так и в отношении государства и общества к значимости бухучета и отчетности, роли и ответственности бухгалтеров и аудиторов. Это предполагает изменение подходов к регулированию бухучета и более активное участие в нормотворчестве бухгалтерской общественности. Впрочем, наши профессиональные объединения бухгалтеров слабы и не имеют ни ресурсов, ни влияния. Другая проблема — образование. По оценке ВБ, число специалистов в области МСФО в стране выросло, но их по-прежнему недостаточно, чтобы удовлетворить растущие нужды экономики. Между тем изучение международных стандартов введено в вузах, а подготовку к сертификации CAP/CIPA и DipIFR ACCA предлагают уже несколько фирм — правда, с разным уровнем качества. Измерить его помог бы зарубежный опыт: например, в Китае обучение считается качественным, если выпускник вуза в состоянии, не проходя дополнительные курсы, сдать экзамен на международный сертификат. У нас же, как отметил руководитель ИП «Делойт и Туш» Андрей Сурмач, порой обладателя диплома о высшем бухгалтерском образовании приходится обучать профессии на рабочем месте едва ли не с нуля.

В отчете ВБ представлены стратегические рекомендации, затрагивающие законодательную базу и стандарты бухучета и аудита, мониторинг и обеспечение выполнения нормативно-правовых требований, профессиональную этику и образование бухгалтеров. Данные рекомендации призваны помочь внедрению МСФО в соответствии с международным опытом, надлежащей практикой с учетом местных условий. Это лишь первый шаг. Основная же задача, которую ставит ВБ, — трансформировать благие пожелания в реальные и действенные реформы, которые помогут повысить качество отчетности, что будет способствовать росту отечественного корпоративного сектора и экономики в целом.

Леонид ФРИДКИН