$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

Глобализация

30.09.2008

К концу года «БелМаркетКомпани», владельцем которой является А1 Group — инвестиционное подразделение консорциума «Альфа Групп», планирует расширить свою сеть в Беларуси с 9 до как минимум 20 магазинов. При этом в будущем активность инвестора только возрастет. К 2011 г. предполагается открыть уже 128 магазинов средней площадью 500 м2 (треть из них — в Минске). Внимание к нашему рынку этой и других бизнес-структур свидетельствует о настоящем буме в отечественной розничной сети.

В объекты торговли вкладываются огромные суммы. Так, еще в этом году «БелМаркетКомпани» инвестирует в наши магазины порядка 83 млн. USD (16 млн. USD предоставит МФК), сообщил Интерфакс со ссылкой на директора по маркетингу компании Анну Штондину.

Подобные траты необходимы. Если сейчас не закрепиться в РБ, то завтра искать свою нишу может быть бесполезно — структура отечественной розничной сети будет сформирована. Ее привлекательность для капитала объясняется ежегодным развитием розницы на уровне 20%, приближением к эре массового потребления, которая, по мнению специалистов, наступает при достижении 4,5 тыс. USD ВВП на душу населения. Пусть таких доходов мы еще не имеем, но торговых площадей уже недостает. Например, в Минске их на тысячу жителей приходится около 286 м2. Для сравнения: в Европе этот показатель достигает 650 м2, в США — 1200 м2.

Отметим, что розничный товарооборот в сфере торговли за 6 месяцев 2008 г. составил 21,9 трлн. Br, или 119,8% к уровню соответствующего периода 2007 г.

Как видим, ниша для инвесторов пока есть. Борьба с индивидуальными предпринимателями и интернет-торговлей только увеличивает перспективы цивилизованных продаж. Причем отставание от того же Запада преодолевается семимильными шагами. Поэтому число конкурентов «БелМаркетКомпани» растет.

Так, за 2007 г. открыто 75 специализированных объектов. Прирост торговых площадей составил 21,6 тыс. м2. В итоге на начало года в Беларуси действовали около 30 тыс. магазинов и 280 торговых центров.

Из использующих принципы сетевой торговли в Минске выделялись «Рублевский», «Копилка», «Соседи», в Витебске — «Веста», «Ника», в Бресте — «Продтовары». В будущем их число значительно прирастет за счет реализации программы развития внутренней торговли Беларуси, рассчитанной на 5 лет (2006-2010 гг.), а также за счет бизнеса.

С помощью государства в различных регионах предусмотрено строительство 44 гипер- и супермаркетов с общим объемом инвестиций около 200 млн. USD. В 2008 г. открывается ТЦ «Престон-Плаза», гипермаркет компании «ТАС-ремонт», а также ТРЦ «Глобо». Кроме столицы, новые точки продаж появятся в Бресте, Витебске, Полоцке, Солигорске и Могилеве. В 2009 г. в соответствии с программой будет введено еще 9 крупных объектов.

Правда, рынок значительно опережает планы правительства. Кроме «БелМаркетКомпани» активную деятельность развил ряд других структур. Так, в этом году группа компаний ГК «Вестер» в столице «запустила» два супермаркета (до 2011 г. компания прирастет еще 12 «точками» в Минске, Могилеве, Гомеле, Витебске и Гродно).

Объявлено, что IFC предоставит 26 млн. USD для расширения сети магазинов «Рублевский» (сегодня действует 22 супермаркета). Благодаря финансовым вливаниям структура прирастет еще 20 новыми магазинами, а также 6 оптовыми складами. «Белвиллесден» (владелец сети «Гиппо») к 2010 г. возведет 16 гипермаркетов по всей территории страны. Сеть «Алми» строит гипермаркет в Гродно и готовит еще ряд проектов. ЗАО «Корпорация «ГРИНН» надеется развернуть торговые объекты в Гомеле, Витебске и Могилеве.

Российскому капиталу пробуют оказывать сопротивление отечественные игроки — ООО «Табак-Инвест», приступивший к строительству ТЦ «Корона» в Бресте, фирма «Асстор-Вест» и СЗАО «Простомаркет».

Отметим практически полное отсутствие западноевропейского капитала, который уже, очевидно, упустил момент для прихода на наш рынок. Гонцы из стран ЕС, Израиля, США, по нашей информации, получили от ворот поворот.

Но с ними или без, отечественная торговля сегодня меняет лицо. Уходит время индивидуальных предпринимателей и небольших частных магазинчиков. Одновременно набирают вес структуры с оборотом, эквивалентным нескольким миллионам долларов в день. Данный процесс оказывает как положительное, так и негативное влияние на отечественную экономику. Но это уже тема отдельного разговора.

Олег КВАША