$

2.1364 руб.

2.4873 руб.

Р (100)

3.1332 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Главный рычаг — административный

27.03.2007

Рост цен на энергоносители не станет причиной существенной корректировки экономической политики. Некоторые изменения планируются только в инвестиционной сфере. Такие выводы можно сделать на основании изучения совместного плана действий правительства и Нацбанка по выполнению прогнозных показателей (постановление Совмина от 26.01.2007 № 96/1).

Как и в прежние годы, административные методы управления будут основными. Правительство будет доводить задания подведомственным предприятиям и жестко контролировать их выполнение. Из числа «неподведомственных» на контроле будут не все, а только те, за которыми «установлен особый контроль».

Первейшим признаком того, что предприятия знают, куда они движутся, по-прежнему будет наличие бизнес-планов. Их будут утверждать на коллегиях и заседаниях исполкомов, а за выполнение устанавливать персональную ответственность (в том числе руководителей министерств и ведомств). Кстати, методологию подготовки бизнес-планов, которая недавно была откорректирована, опять планируется «совершенствовать». Каким именно образом, документ не уточняет.

Никаких сомнений относительно выполнимости ранее сверстанных планов и прогнозов у правительства нет. Ставка рефинансирования к концу года должна вписаться в предел 7-9% годовых, а стоимость кредитов не превысить 10-12%, указывается в документе.

Интересно, что по планам правительства удерживать цены от «необоснованного роста» необходимо «на региональном» уровне. Представителям местных властей вменяется в обязанность «принять и реализовать» систему соответствующих мер. Кстати, в октябре этого года правительство обещает сократить перечень товаров (работ, услуг), в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен. Не совсем понятно, как первое намерение будет согласовываться со вторым.

Стимулировать промышленное производство в этом году будем так же, как и в прошлом. Соответствующий указ одобрит перечень предприятий, которым разрешат не платить налоги, начисленные на выручку от сверхплановой продукции, и использовать эти средства на техперевооружение и модернизацию. Продолжится практика субсидирования отдельных предприятий. В частности, план оговаривает, что помочь планируется предприятиям концерна «Беллегпром», Борисовскому заводу автотракторного электрооборудования, МАЗу, МЗКТ.

Самая актуальная тема начала года — энергосбережение, разумеется, присутствует и в планах правительства. Процесс увеличения использования местных видов топлива, нетрадиционных и вторичных энергоресурсов и снижение энергоемкости продукции будет контролироваться ежеквартально. Предлагается активно заготавливать дрова. За счет увеличения использования древесных отходов в качестве котельно-печного топлива вместо природного газа и топочного мазута планируется сэкономить не менее 7,5-8 тыс. тонн условного топлива.

Некоторые новшества присутствуют в инвестиционной политике. В частности, планируется «организовать работы по привлечению» кредитных ресурсов международных финансовых организаций и их международной технической помощи. Также для привлечения иностранных инвестиций предлагается выставлять на продажу акции предприятий, имеющих корпоративный рейтинг. При этом тем, кто таких рейтингов не имеет, предлагается ими обзавестись.

Верстая бюджет на следующий год, правительство намерено в очередной раз заняться упрощением налоговой системы и совершенствованием налогового законодательства (см. «ЭГ» № 21 «Налоговая нагрузка: надежда на лучшее»). Будет также «рассмотрена возможность» снизить ставки сборов в фонд поддержки сельхозпроизводителей. Напомним, что ежегодно реализация этих благих намерений тормозится необходимостью выполнять Программу возрождения и развития села, которая финансируется в т.ч. и за счет вышеупомянутого фонда.

Еще планируя 2007 г., правительство взяло под контроль производительность труда. Поставлена задача не допустить, чтобы заработная плата росла быстрее, чем производительность труда. Разумеется, решать ее каждое предприятие должно самостоятельно. Правительство же намерено усилить контроль «за выполнением отраслевых (региональных) программ по созданию новых и совершенствованию действующих нормативных документов для нормирования труда». Также предлагается обратить внимание «на непроизводительные потери рабочего времени», проще говоря, ужесточить дисциплину.

Отдельный раздел плана (небольшой и последний) посвящен развитию малого и среднего предпринимательства. Доля этого сектора в выручке до конца года должна достичь 26%. Чтобы поддержать частника, планируется упростить ему доступ к кредитно-финансовым ресурсам, для чего подготовить нормативный правовой акт, «упорядочивающий» финансирование мероприятий по поддержке предпринимательства за счет соответствующих государственных программ. Также правительство имеет намерение внести в законодательство очередные изменения, упрощающие административные процедуры для этого сектора экономики. Для малых экспортеров даже предлагается создать специальный фонд поддержки, «финансируемый из прибыли БелТПП». При этом правительство не намерено ограничиться этими мерами. Ежеквартально предлагается проводить консультации, семинары и деловые встречи для выработки новых предложений по развитию предпринимательства.

Валентина ВЕШТОРТ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях