$

2.1329 руб.

2.4253 руб.

Р (100)

3.1894 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Главные основания для основательных проверок

22.12.2009

Комитет госконтроля в 2010 г. проведет комплексные проверки всех госпредприятий, большинства станций технического обслуживания и ряда убыточных субъектов АПК. О том, как будет построена работа главного контролирующего ведомства страны, рассказал журналистам его председатель Зенон Ломать.

«Глава государства поставил жесткие требования: исключить необоснованные проверки, не отвлекать людей от работы, не мешать предприятиям и бизнесу в это сложное время», — напомнил З.Ломать. Поэтому в следующем году в стране будет сокращено число проверок, упорядочена надзорная деятельность, создана система гибкого контроля.

Надзорные органы будут проверять субъекты хозяйствования только во время плановой совместной проверки с органами контроля, что, по мнению председателя КГК, снизит количество проверок более чем вдвое. По данным мониторинга КГК, количество проверок надзорных органов (которых в стране 26 из 57 контролирующих органов) составляло около 70% общего количества всех проводимых в стране. Теперь же координационные планы I полугодия 2010 г. включают 36,8 тыс. проверок, из них 10,5 тыс. — совместных. «При этом если одна из контролирующих структур посетит предприятие и зарегистрируется в журнале проверок, то иных проверок на предприятии быть не должно», — пояснил З. Ломать.

Специальный отдел КГК будет следить за соблюдением норм Указа от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь». Он будет принимать информацию о фактах незаконной деятельности проверяющих. За нарушение порядка назначения проверок предусмотрена персональная административная ответственность должностных лиц в размере от 20 до 100 базовых величин, а также дисциплинарная ответственность руководителей контролирующих и надзорных органов, вплоть до освобождения от занимаемой должности. Основанием считать проверку незаконной может быть отсутствие записи о проведении проверки в книге учета проверок либо в журнале производства работ. Председатель КГК наделен правом назначения повторных проверок при наличии соответствующих оснований.

В связи с мораторием в 2009 г. проверки велись только при наличии достоверных сведений о нарушениях, напомнил З.Ломать. Деятельность контролеров корректировалась в процессе работы над проектом Указа № 510. В итоге за 11 месяцев 2009 г. количество проверок, проведенных КГК, по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. снизилось на треть, а их результативность возросла: сумма административных взысканий увеличена на 41,3%, до 248,2 млрд. Br, сумма взысканных в бюджет денежных средств — на 16%, до 194,5 млрд. Br. На треть к уровню 2005 г. снижено количество возбужденных и переданных госконтролем в суды уголовных дел. «Суммы административных взысканий могли бы быть в несколько раз выше, — считает З. Ломать, — если бы КГК не применял минимальные штрафы к структурам, совершающим нарушения по незнанию или недопониманию. К тем, кто сознательно уклоняется от уплаты налогов, штрафные санкции применяются без поблажек».

В 2010 г. КГК планирует провести комплексные проверки эффективного целевого использования госимущества и средств господдержки на всех государственных предприятиях, благо на такие случаи ограничения по числу проверок, установленные Указом № 510, не распространяются. Тут контролерам есть над чем поработать: по информации КГК, 1,5 млн. м2 помещений государственных структур сегодня не используется. Массовые проверки готовятся в сфере услуг по ремонту транспорта и реализации запасных частей. Комитету известно о многочисленных нарушениях деятельности СТО: отсутствие лицензий и сертификатов, документов на запчасти, уклонение от уплаты налогов и др. Поэтому проверки здесь продолжатся, пообещал глава КГК, а право на проведение их будет предоставляться по мере необходимости всем контролирующим органам. В поле зрения КГК будут находиться и предприятия АПК, получающие господдержку и не обеспечивающие выполнение финансовых показателей. «Реализация сельхозпредприятиями молока высшим сортом за 10 месяцев уменьшилась на 10%, из-за чего хозяйства потеряли более 200 млрд. Br. Отмечено снижение производства продукции личных подсобных хозяйств, часто — по вине местных органов власти», — считает З. Ломать. Кроме того, со стороны правоохранительных органов и прокуратуры будут усилены проверки, связанные с экономией средств банками на безопасности обменных пунктов.

Председатель КГК рассказал, что основанием для назначения внеплановых проверок, в т.ч. вновь созданных предприятий, будет служить оперативная информация о нарушении законодательства, о связи с лжепредпринимательскими структурами, незаконных финансовых операциях и коррупционных правонарушениях, легализации доходов, полученных незаконным путем, и др. «Анонимная информация не является основанием для проведения проверки, но для проведения оперативных мероприятий использование ее не исключается», — сказал З. Ломать.

При необходимости оперативно выявить и пресечь нарушения в момент их совершения в отношении торговых объектов, транспортных средств, иных возможно проведение внеплановой тематической оперативной проверки. Их согласно Указу № 510 могут проводить 8 органов — по закрытому перечню оснований. З.Ломать подчеркнул, что проведение оперативно-розыскных мероприятий финансовой милицией КГК будет усилено.

Сегодня все контролирующие и надзорные органы разрабатывают контрольный список вопросов для проверяемого субъекта (чек-лист), действующие нормативные правовые акты приводятся в соответствие с Указом № 510. Ведь до Нового года уже рукой подать, а значит, нужно ждать гостей — на проверки.

Дарья ЛИТВИНОВА


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях