Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №72(2668) от 22.09.2023 Смотреть архивы


USD:
3.1498
EUR:
3.4355
RUB:
3.348
Золото:
192.6
Серебро:
2.37
Платина:
93.17
Палладий:
127.09
Назад
Факты, комментарии
06.07.2012 15 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ГЛАВНОЕ-ПАРТНЕРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ С ПЛАТЕЛЬЩИКАМИ©

Накануне Дня работников налоговых органов первый заместитель министра по налогам и сборам Республики Беларусь Сергей НАЛИВАЙКО рассказал читателям «ЭГ» о состоянии и перспективах отечественной налоговой системы.

Накануне Дня работников налоговых органов первый заместитель министра по налогам и сборам Республики Беларусь Сергей НАЛИВАЙКО рассказал читателям «ЭГ» о состоянии и перспективах отечественной налоговой системы.

— Сергей Эдуардович, редакция нашей газеты поздравляет вас и всех сотрудников МНС с профессиональным праздником. Как сегодня работается налоговой службе страны?

— Спасибо. За последние пять лет нам удалось добиться довольно весомых результатов. Выполняются и перевыполняются задания по поступлению налоговых доходов в бюджет. Так что даже в самые сложные для экономики страны времена налоговые органы успешно справляются с возложенными на них задачами. Например, на 1.01.2012 г. задолженность по платежам, контролируемым налоговыми органами, составила всего 0,07% доходной части бюджета, а в сумме — 27 млрд. Br. Это очень хороший результат, который высоко оценил Всемирный банк и другие международные организации. В мировой практике нормальной считается задолженность до 3%. Но мы поставили задачу не превышать 1%, чтобы государство имело возможность своевременно финансировать все необходимые расходы.

Хочу подчеркнуть, что в этих успехах значительная роль принадлежит и налогоплательщикам, с которыми нам удалось выстроить действительно партнерские отношения. И я рад, что в последнее время здесь очевиден прогресс. По данным социологического опроса, проведенного Информационно-аналитическим управлением при Администрации Президента, уровень удовлетворенности населения взаимодействием с налоговыми органами достиг 77%. Это наиболее высокий результат среди других министерств и ведомств. Впрочем, и нам предстоит еще немало сделать. Конечно, речь не идет о 100%, но достичь 90% — вполне реально. Уверен, что и государственно-частное партнерство, над которым сегодня работают, в этой сфере будет весьма успешным.

— То есть можно сказать, что в белорусском обществе сформировалась налоговая культура, сравнимая с той, которая, как считается, существует в странах с развитой рыночной экономикой?

— На этот вопрос трудно ответить однозначно. Да, наши налогоплательщики в силу менталитета, как правило, законопослушны и большинство из них аккуратно выполняют свои налоговые обязательства. Но если рассматривать налоговую культуру как понимание долга и ответственности перед страной, то у нас этого пока нет. К примеру, между собой отечественные бизнесмены порой обсуждают, как хорошо, что им удалось каким-то образом не доплатить налоги. В странах с рыночной экономикой в подобном никто не признается даже своим друзьям. Я не имею в виду, конечно, оптимизацию налоговой нагрузки в рамках законодательства. Понятно, что это не возбраняется, но бахвалиться неуплатой налогов едва ли уместно.

И я рад, что в последние годы у нас в этом направлении есть существенные подвижки. Не последнюю роль здесь играет и то, что наши налоговые органы не позиционируют себя только как аппарат устрашения и принуждения. По многим вопросам мы находим взаимопонимание с налогоплательщиками. Конечно, бывают и серьезные конфликты, когда речь идет об изъятии денежных средств, но это объективно.

— Беларусь по-прежнему занимает невысокое, 156-е место по позиции «налогообложение» в рейтинге Всемирного банка Doing Business. У нас такую оценку иногда называют необъективной. Но методика ВБ для всех одна. Что же надо сделать, чтобы улучшить имидж белорусской налоговой системы?

— Прежде всего следует поработать над таким показателем, как время, затрачиваемое на уплату налогов. Наши бизнес-союзы, как правило, предлагают снизить налоговые ставки. Но они у нас и так отнюдь не драконовские. Скажем, ставка подоходного налога в Болгарии и Казахстане действительно ниже, но там нет таких налоговых льгот. Ставка налога на прибыль в Беларуси с этого года — 18%, что также меньше, чем в большинстве государств Евросоюза. Не надо забывать, что сырьевые страны могут позволить себе низкие ставки налогов, поскольку у них значительная часть доходов бюджета формируется за счет ренты на добычу и экспорт сырья. В России, к примеру, на нее приходится практически половина всех налоговых поступлений. Поэтому я против унификации системы налогообложения государств, входящих в Таможенный союз. У нас разная структура экономики.

Кстати, в Молдове в течение 2 лет была нулевая ставка налога на прибыль, но ощутимого всплеска инвестиционной активности там не произошло. Так что мировая практика показывает, что уровень налоговой нагрузки и в целом система налогообложения важные, но далеко не единственные факторы инвестиционной привлекательности страны.

Действительно, методика рейтинга Всемирного банка для всех одна. Но показатели порой получаются очень разные. Скажем, мы так и не смогли получить объяснения у экспертов ВБ, почему в рейтинге 2010 г. на исчисление НДС у нас уходило 46 часов, а в 2011-м — 192. При этом из 62,8% налоговой нагрузки, указанной в рейтинге, 38,4% — это отчисления в Фонд социальной защиты населения, т.е. 61,1% от общего объема. Поэтому существенно снизить налоговую нагрузку и добиться продвижения в этом рейтинге можно будет за счет изменения методики исчисления платежей в ФСЗН.

Кроме того, во время, затрачиваемое на исчисление налогов, белорусские организации ошибочно включают часы на ведение бухучета, который необходим для отражения текущих хозяйственных операций организации, что значительно искажает данный показатель. Так, согласно отчету Doing Business – 2012 белорусский плательщик затрачивает на налоговое администрирование 654 часа в год. Однако анализ показывает, что это не так. В частности, анонимный опрос организаций столицы с численностью от 10 до 100 человек, проведенный налоговыми органами, показал, что затраты на налоговое администрирование по налогу на прибыль, НДС и социальным платежам исходя из законодательства 2010 г., по которому был составлен рейтинг, в среднем не превышают 341 часа в год. С результатами опроса МНС сопоставимы и сведения, предоставленные аудиторскими компаниями, участвовавшими в формировании информации по определению временных затрат на исчисление и уплату налогов для Всемирного банка.

Тем не менее мы будем стремиться улучшить позицию нашей налоговой системы в этом рейтинге. По нашим расчетам, в 2015 г. она может занять 70-е место, что будет очень неплохо.

— Но налогоплательщики в основном жалуются не столько на высокую налоговую нагрузку и трудоемкость расчета налогов, сколько на недостаточно четкие нормы налогового законодательства и явное запаздывание нормативных актов. Например, еще в марте сообщалось, что есть проект указа, предусматривающего сохранение условий применения льготы по налогу на прибыль для организаций, воспользовавшихся ею в прошлые годы. Но пока этот документ так и не появился. Перечень высокотехнологичной продукции, дающий право на льготу по налогу на прибыль, появился только в конце июня, а перечня инновационной продукции нет до сих пор...

Нельзя ли такие документы принимать побыстрее, скажем, хотя бы одновременно с изменениями и дополнениями в НК, а не в течение года?

— Да, такая проблема есть. Но упомянутые акты законодательства утверждает не МНС. Конечно, надо стремиться, чтобы все нормативные правовые акты, регулирующие уплату налогов, появлялись вовремя. С другой стороны, многие субъекты хозяйствования сейчас хотят прежде всего стабильности налогового законодательства хотя бы на 3–5 лет. Так может нам стоит учесть эти пожелания, поскольку ежегодное внесение коррективов сопровождается дополнительными затратами на доработку программного обеспечения и т.п.?

Разумеется, нормы законодательства должны быть однозначны, без всяких двояких толкований, приводящих к спорам и конфликтам с налогоплательщиками. Но сейчас есть выход: согласно ст. 3 НК все разночтения толкуются в пользу налогоплательщика.

— Кстати, в кодексе определены только затраты, не учитываемые при налогообложении прибыли. Но у бухгалтеров постоянно возникают сомнения, можно ли включать в затраты те или иные суммы. А представители МНС иногда объясняют, что это допускается «в разумных пределах». Но такой ответ не всех устроит. Может, стоит все же вернуться к более подробному перечню затрат, учитываемых при налогообложении прибыли?

— Нет. Я не согласен с таким подходом. Видов расходов на практике много, все их предусмотреть невозможно и вопросы так или иначе останутся. Надо четко регламентировать, что нельзя включать в затраты при исчислении налога на прибыль. А дальше принцип один — «что не запрещено, то разрешено». К сожалению, иные налогоплательщики порой просто боятся принимать самостоятельные решения. Скажем, дай им установленную форму первичного документа и все тут, а разработать свою удобную форму — проблематично. Для них сложно как перейти на стандарты учета по МСФО, так и принять некоторые правила налогообложения.

— В каком направлении будет совершенствоваться белорусская система налогообложения — станет она проще или у любого упрощения есть границы?

— Спасибо за вопрос. Конечно, в налогообложении есть вещи, которые не могут быть простыми. Посмотрите на целый том рекомендаций гражданину как заполнить налоговую декларацию в США. Не зря же во всем мире есть налоговые консультанты. Уверен, они должны быть и у нас, поскольку в налогообложении пустяков не бывает. А излишнее стремление к простоте налоговых норм порой усложняет жизнь плательщика.

Поэтому нужна дифференциация. Скажем, для крупных и малых предприятий не могут быть одинаковые сроки налоговой проверки. В мировой практике первые обычно проверяют до полутора лет, они представляют довольно много форм отчетности. Нам надо заключать с крупными плательщиками партнерские соглашения, чтобы отслеживать их финансовые показатели в режиме он-лайн, т.е. проводить мониторинг. А вот для малого бизнеса действительно должно быть все предельно упрощено.

Что касается непосредственно самой налоговой системы, то необходимо прежде всего оптимизировать налоговые льготы. Заодно упростится и налоговое администрирование.

— В течение последних двух лет МНС развивает электронные сервисы...

— Да, и это будет предметом нашего особенно пристального внимания в ближайшее время. Планируется в 2012 г. создать центр электронного информирования плательщиков о налоговых новостях. Он позволит налоговым органам электронными и SMS-сообщениями извещать плательщиков без их запросов о переплате по налогам, наличии задолженности, обязанности представлять декларацию о доходах и имуществе, документы и дополнительные пояснения, необходимые при проведении камеральных проверок. Такой опыт успешно внедрен, например, в Азербайджане. Ответы на простые вопросы о сроках уплаты налогов, налоговых ставках и т.п. можно получить круглосуточно, а на более сложные — через оператора, тоже довольно быстро. Электронные сервисы по налогам довольно хорошо используются также в России и странах Балтии.

В текущем году мы намерены предоставить функции личного кабинета на портале МНС для плательщиков, имеющих сертификаты электронно-цифровой подписи, предусматривающие заполнение и подачу налоговой отчетности в электронном виде, а также получение в оперативном режиме доступа к информации о себе и о своих взаимоотношениях с налоговым органом (задолженность, выписка их лицевого счета). Основное достоинство данного сервиса в том, что при его внедрении не надо беспокоиться об обновлении программного обеспечения. Можно будет представлять налоговую отчетность в электронном виде из любой точки, где есть доступ в Интернет.

Еще одно новшество — разъяснение налогового законодательства в рамках организованной МНС телефонной справочной системы, которая действует с 1 июля прошлого года для физических лиц, с 4.07.2012 г. — и для индивидуальных предпринимателей. С 2013 г. таким сервисом смогут воспользоваться организации. Думаю, что это поможет нам повысить удовлетворенность плательщиков при их взаимодействии с налоговыми органами.

Беседовала Валерия ГЕРАСИМОВА

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by