Главная особенность Особенной части
Главной темой очередного заседания правления Белорусского союза предпринимателей и нанимателей им. М.Кунявского, прошедшего на прошлой неделе, стало обсуждение проекта Особенной части Налогового кодекса. Этот документ станет основой налогов...
Главной темой очередного заседания правления Белорусского союза предпринимателей и нанимателей им. М.Кунявского, прошедшего на прошлой неделе, стало обсуждение проекта Особенной части Налогового кодекса. Этот документ станет основой налогового законодательства Беларуси и затрагивает интересы всех субъектов хозяйствования и граждан республики.
Практически Особенная часть НК объединяет воедино нынешние законы по всем налогам, ставшие ее отдельными главами с некоторыми изменениями. Обрадуют ли они налогоплательщиков?
Безусловно, понравится отмена сбора в фонд поддержки производителей сельхозпродукции, продовольствия и аграрной науки, местных налога с продаж и транспортного сбора. Рабочая группа рекомендует отменить экологический налог с передвижных источников выбросов загрязняющих веществ и ввести для малых предприятий поквартальную уплату НДС и налог на прибыль. Между тем министерства так и не решили, какими должны быть ставки этих налогов.
Оценивая макроэкономическую ситуацию в стране, председатель БСПН Георгий БАДЕЙ отметил некоторое снижение по сравнению с прошлым годом налоговых изъятий, составивших в январе-апреле 47,8% ВВП. Однако за этой цифрой и структурой налогов в доходной части бюджета кроется растущее напряжение финансов предприятий.
Члены правления БСПН обратили внимание, что в проекте не изменится порядок взимания НДС. В частности, сохранится норма о начислении этого налога на стоимость отгруженных, но не оплаченных в течение 60 дней товаров. Между тем по мере обострения проблемы неплатежей (дебиторская задолженность с начала года выросла на 17,1%, до 36,6 трлн., а кредиторская — на 17,5%, до 45,3 трлн. Br) уплата налога с неоплаченной выручки становится все обременительней. Генеральный директор ЗАО «Пинскдрев» Лоран АРИНИЧ отметил также недостатки действующей системы уплаты НДС при экспорте в Россию. Нередко подтверждение внесения налога с российской стороны запаздывает. Белорусам тогда приходится платить налог, а потом возвращать его из бюджета через несколько месяцев. Это и в прошлые годы было неудобно, а теперь такое кредитование казны оборачивается все большим дефицитом «оборотки». Как отметил Г.Бадей, остатки денежных средств на счетах предприятий сократились с 1 января по 1 мая на 6,8%, до 8,5 трлн.Br.
СУЩЕСТВЕННЫЕ отличия от Закона «О налогах на доходы и прибыль» есть в главе 14 проекта. Главное из них — вместо детализированного перечня будет разрешено учитывать при налогообложении любые затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), соответствующие определению и правилам ст.130 проекта. Исключение составляют лишь некоторые затраты, названные в ст.131 проекта, в целом аналогичные ныне существующим. Кроме одного: норм расходов на рекламу, аудит, информационные, консультационные и маркетинговые услуги больше нет.
Столь радикальные решения также одобрены экспертами БСПН. Действительно, предусмотреть в нормативном документе любые существующие виды затрат невозможно. И списывать все, что не запрещено, возможно, будет проще. Впрочем, на практике дело может оказаться несколько сложнее. Ведь большинство бухгалтеров и ревизоров привыкли, прежде всего, к подробному перечню затрат для целей налогообложения. И лишившись его, будут искать адекватную замену в правилах бухучета (Основных положениях по составу затрат, включаемых в себестоимость), подзаконных актах и разъяснениях. Боюсь, что неразберихи добавит и то, что перечень затрат, не учитываемых при налогообложении, не является в проекте исчерпывающим. Он включает «иные» затраты в соответствии с законодательством. Кроме того, решения о включении в затраты отдельных расходов принимаются Президентом РБ. А каково искать в океане нашего законодательства всяких «иных» и «прочих», каждый белорусский бухгалтер хорошо знает. Рискну предположить, что упрощением это сочтут далеко не все. Найдутся и такие, кому покажется более понятным и менее рискованным детальное описание состава затрат для целей налогообложения с определением каждого их элемента, как это сделано в главе 25 российского НК.
Облегчит решение проблем корпоративного управления возможность полностью отнести во внереализационные расходы затраты на проведение собраний акционеров, которые сегодня допускается списывать по нормам, по сей день не установленным. А вот исправить ситуацию с доходами и расходами от сдачи имущества в аренду (лизинг) авторы проекта так и не решились. Эти суммы по-прежнему значатся в составе внереализационных доходов и расходов (подп.3.16 ст.128 и 3.18 ст.129 проекта). Предприятиям, для которых сдача активов в аренду — уставный вид деятельности, и лизинговым компаниям, для которых это вообще основная деятельность, приходится отражать в бухучете такие поступления в составе выручки на сч.90, расходы — на сч.20, а затем делать корректировки в налоговом учете, чтобы заполнить декларацию по налогу на прибыль без формальных нарушений.
В ПРОЕКТ перекочевал еще ряд ныне действующих курьезов. Например, согласно подп.2.6 ст.130 проекта, как и в подп.61.7 ст.3 Закона, основные средства, находящиеся в запасе, простое, в т.ч. в связи с проведением ремонта продолжительностью до трех месяцев, приравниваются к основным средствам, находящимся в эксплуатации. Между тем в п.45 Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов даны несколько иные формулировки, из которых вытекает, что в бухучете амортизационные отчисления включаются в себестоимость при нахождении объектов основных средств в эксплуатации; в простое продолжительностью до трех месяцев, в т.ч. в связи с проведением ремонта. То есть поставив запятую на 4 слова дальше, чем следовало, законодатели определили, что объекты, находящиеся в простое и запасе, независимо от срока остановки при налогообложении, считаются эксплуатируемыми всегда. И амортизационные отчисления по ним можно списывать на затраты.
Зато подп.1.13 ст.131 проекта не разрешает списывать на затраты «расходы по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества», не конкретизируя его состав. Предполагается, что речь идет об основных средствах и нематериальных активах. При этом законодатели не обратили внимания, что земельные участки, приобретенные в собственность, теперь считаются основными средствами. Но не амортизируются.
По-прежнему порядок освобождения от уплаты налогов в отдельных случаях не назван в НК, а определяется Президентом или правительством. Таким образом, для определения права на ту или иную льготу нужно обращаться к нормативным актам Президента, правительства и различных госорганов. Некоторые из этих документов принимаются ежегодно, причем нередко с опозданием (как, например, перечень товаров, не облагаемых налогом с продаж, утв. постановлением Совмина от 13.02.2009 № 190). Поэтому отсылочные нормы были и остаются едва ли не основным дестабилизирующим фактором отечественного налогового законодательства.
ПРЕЖНИМ остается в проекте порядок налогообложения дивидендов. Напомним, по общему правилу они облагаются налогом на прибыль у получателя в составе внереализационных доходов, т. е. по ставке 24%. А вот при выплате дивидендов гражданам и иностранным компаниям налог удерживается у источника дохода по ставке 15%. Такая дискриминация отечественных акционеров — юрлиц и сам размер налога не красят наш инвестиционный климат. Скажем, в России дивиденды облагаются по ставкам 0,9 и 15% в зависимости от резидентства и доли собственности инвесторов. Такое различие отнюдь не в нашу пользу. Правда, Указ от 30.06.2009 № 356 освобождает от налогов доходы иностранцев, дающих нам различные заимствования. Так мы понимаем отношения со стратегическими инвесторами: стимулируем рост долговых обязательств и выкачивание за рубеж капитала, а не привлечение средств нерезидентов в уставные фонды белорусских предприятий.
А вот вывести из-под налогообложения эмиссионный доход разработчики проекта снова забыли. Придется принимать специальный указ, если дело дойдет до IPO.
Члены правления БСПН снова высказались за отмену отчислений в инновационные фонды хотя бы для тех предприятий, которые не имеют ведомственной подчиненности. Заметим, что этот вопрос чиновники пытаются отделить от налоговой системы, ссылаясь на то, что такие отчисления якобы носят возвратный характер, а потому не являются налогами. Между тем ст.6 Общей части НК, где дано определение налога, вступает в силу лишь после принятия Особенной части НК.
Пока же бизнесмены резонно отмечают, что получить деньги из этих фондов могут лишь немногие, а платят все. К тому же, например, отчисления в инновационный фонд Минстройархитектуры, включаемые в себестоимость, делают неконкурентоспособными продукцию и услуги не подчиненных этому министерству предприятий. А ведь в п.3 ст.2 Общей части НК декларируется, что налогообложение в республике основывается на признании всеобщности и равенства.
СО ВСТУПЛЕНИЕМ в силу Особенной части НК должны вступить в силу ряд норм Общей части, принятой еще в 2003 г. Среди них основополагающие принципы налогообложения (пп.1 и 2 ст.2), п.1 ст.3, определяющий состав налогового законодательства страны и устанавливающий, что включение положений, регулирующих вопросы налогообложения, в другие акты законодательства запрещается, если иное не установлено НК или Президентом РБ, пп.2 и 3 ст.7, дающие определения республиканского и местного налогов, а также статьи 8-12, где даны перечень и порядок установления, введения, изменения и прекращения действия этих налогов и особых режимов налогообложения. До сих пор не вступили в силу статьи 20, 31, п.1 ст.34, ч.1 п.4 ст.43, содержащие определения взаимозависимых лиц, реализации, дохода и других немаловажных понятий.
Впрочем, за 6 лет, прошедших с момента принятия Общей части НК, мы так привыкли обходиться без этих норм, что их вступление в силу не сразу и заметят…
Леонид ФРИДКИН