$

2.1058 руб.

2.4041 руб.

Р (100)

3.1947 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ГЛАС СОЮЗОВ

20.09.2011

Ведущие бизнес-союзы страны дали негативную оценку подготовленному проекту указа «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств», о чем проинформировали Минэкономики.

Белорусский союз предпринимателей в своих замечаниях, высланных на имя замминистра экономики Андрея Тура, выразил возражения против принятия данного документа, поскольку он, по мнению БСП, может значительно усложнить деятельность субъектов хозяйствования и существенно увеличить риски для инвесторов в Республике Беларусь.

С учетом предусмотренных санкций внесение в реестр недобросовестных субъектов хозяйствования будет фактически означать для них лишение юридической правоспособности, полагают в бизнес-союзе. А следовательно, зачисление в «черный список» должно происходить только по решению суда.

Не согласны в БСП с нормой, согласно которой субъект хозяйствования может быть признан недобросовестным, если на его счета за месяц поступило более 10 тыс. базовых величин, а руководитель этой организации не располагает сведениями о хоздеятельности, связанной с поступлением средств, либо если фактической деятельностью организации руководят не уполномоченные в установленном порядке лица. В БСП требуют уточнить, кто и каким образом будет устанавливать данные нарушения. Там убеждены, что соответствующие факты могут быть выявлены только аудиторской проверкой либо ведомственной ревизией, проведенной по решению суда, что должно быть отражено в указе.

Не понятно экспертам союза, зачем, согласно проекту, руководитель и учредитель должны держать при себе бланки строгой отчетности и печать. Там считают недостаточным ряд признаков, по которым субъекта хозяйствования можно будет вносить в «черный список», в т.ч. если он не располагается по объявленному месту нахождения и не информирует налоговые органы в 10-дневный срок о переезде, а также если у него нет в собственности зарегистрированного недвижимого имущества в республике.

Не согласны в БСП и с предложением признавать первичные учетные документы не имеющими юридической силы в случае, если они подписаны неуполномоченными лицами. В бизнес-союзе напоминают, что покупатель не имеет возможности проверить полномочия всех должностных лиц продавца, подписывающих товарно-транспортные документы. Исходя из сложившейся хозяйственной практики полномочия лиц продавца и покупателя подтверждаются только печатями сторон.

О несоответствии норм проекта указа Директиве № 4 заявили в Бизнес-союзе предпринимателей и нанимателей им. М.Кунявского. По мнению аналитической группы союза, подготовленный документ представляет собой попытку переложить работу органов предварительного расследования на субъектов хозяйствования и возложить на них всю ответственность в формате «без суда и следствия». Отсутствие прозрачных и точных критериев для внесения в реестр, безнаказанность чиновников за такие действия могут привести к тому, что субъекты предпринимательской деятельности будут получать статус недобросовестных по формальному признаку. Между тем внесение в реестр способно нанести непоправимый ущерб репутации и имиджу компании и даже привести к ее банкротству.

Реализация положений проекта указа потребует дополнительных трудовых и материальных затрат со стороны экономических агентов. Ряд хозяйственных договоров, например, договоры подряда, имеют длительный период исполнения. Заказчик будет вынужден в каждом отчетном периоде перед или после подписания акта выполненных работ проверять факт добросовестности каждого контрагента. А в случае работы со множеством подрядчиков возникнет необходимость вводить дополнительную единицу — «контролера по недобросовестности». Указ негативно скажется на установлении длительных партнерских связей и заключении долгосрочных договоров, поскольку опасность попадания партнера в реестр влечет за собой шлейф негативных последствий для добросовестного участника рынка в виде особенностей налогообложения.

В БСПН считают, что принятие данного нормативного акта ухудшит рейтинг и инвестиционный климат страны, а также создаст благоприятные условия для злоупотреблений и коррупции в силу нечеткости критериев и формулировок. Союз возражает против предложенной редакции указа, т.к. она не решает поставленной задачи по борьбе с лжепредпринимательством, а является лишь дополнительной нагрузкой и угрозой эффективного функционирования добросовестных субъектов предпринимательской деятельности.

А в Белорусской научно-промышленной ассоциации напомнили о существовании Таможенного союза и скором образовании Единого экономического пространства Беларуси, России и Казахстана. БНПА считает, что указ ухудшит положение отечественных предприятий по сравнению с их российскими и казахстанскими конкурентами. При этом проблема отмывания доходов решена не будет, ведь у нечистоплотных бизнесменов останется возможность делать это через компании-нерезиденты. Ассоциация также видит в проекте попытку решить частную правоохранительную проблему борьбы с лжепредпринимательством через навязывание деловому сообществу новых, обременительных административных процедур. По мнению БНПА, действовать надо через использование уже действующего законодательства, через совершенствование КоАП, УК, УПК, ПИКоАП, а борьбу с недобросовестными предпринимателями осуществлять в рамках правоохранительной деятельности.

Сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов выразил обеспокоенность тем, что намечен возврат к дискриминации добросовестных приобретателей. Он напомнил, что еще в недавнем прошлом контролирующие органы применяли жесткие санкции к покупателям товаров, работ или услуг, после того как выяснялось, что продавцы не исполнили все свои обязательства перед государством, к примеру, не уплатили таможенные сборы. Дело могло доходить до конфискации приобретенного имущества. Проект указа пытается возродить похожую схему, но в еще более изощренном виде, полагает В.Маргелов.

Подготовил

Алесь ГЕРАСИМЕНКО