Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №48(2545) от 01.07.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Гипермаркеты: благо для покупателей, но беда для малого бизнеса

То, что отечественная торговля нуждается в преобразованиях, пожалуй, ни у кого не вызывает сомнений. Сегодня отрасль, которая априори должна приносить прибыль, находится в сложном положении. При этом существуют различные мнения по выводу ее из кризиса...
То, что отечественная торговля нуждается в преобразованиях, пожалуй, ни у кого не вызывает сомнений. Сегодня отрасль, которая априори должна приносить прибыль, находится в сложном положении. При этом существуют различные мнения по выводу ее из кризиса. Свою точку зрения по развитию торговли в стране имеет и Минский столичный союз предпринимателей и работодателей, который недавно направил в Министерство торговли свои предложения. О некоторых наиболее принципиальных моментах корреспонденту "НЭГ" рассказал председатель союза Владимир КАРЯГИН.

-- Что, на ваш взгляд, препятствует развитию торговой отрасли в стране?

-- С одной стороны, ее доходность ограничена низким покупательским потенциалом населения, низкими предельными торговыми наценками, большой составляющей налогов в цене товаров (налог с продаж, НДС). С другой стороны, торговая отрасль является трудоемкой. В структуре себестоимости около 50% занимает зарплата сотрудников, а также высокие налоги и прочие отчисления от фонда зарплаты. Велики также ставки арендной платы.

А потому мы считаем, что нужно отменить предельные наценки на основную массу товаров, законодательно ограничить предельные размеры налога с продаж (не более 5%); обеспечить реальное право неприкосновенности собственности субъектов хозяйствования, законодательно запретить конфискации как меру наказания за большинство экономических нарушений. Надо также обеспечить правом на куплю-продажу земли, в том числе для торговых и производственных целей, завершить процесс приватизации торговли и сферы услуг в стране. Кроме того, в законах прямого действия должно быть достаточное количество средств защиты для субъектов хозяйствования от действий представителей госорганов, препятствующих работе предприятий или наносящих в каком-либо виде им ущерб.

Учитывая, что государственная торговля и потребкооперация показывают намного более низкую эффективность, чем негосударственная, надо продавать хорошо зарекомендовавшим себя руководителям торговых предприятий помещения арендуемых объектов по остаточной стоимости. Это укрепит материальную базу торговых предприятий, усилит конкуренцию в отрасли и укрупнит торговые сети.

Кроме того, мы предлагаем прекратить строительство новых рынков. Тех, что уже построены в Минске и его окрестностях, на наш взгляд, сейчас более чем достаточно. К тому же из-за чрезмерного развития рыночной торговли страдают владельцы частных мелких и средних магазинов, а также государственная торговля.

-- Как вы оцениваете перспективу привлечения иностранных компаний в отечественную торговлю?

-- Чтобы в стране действовала современная, рентабельная, высокопроизводительная торговая сеть, бесперебойно обеспечивающая население страны товарами по конкурентным ценам, без тесных связей с крупными иностранными компаниями не обойтись. Сегодня доля иностранного капитала в розничной торговле страны не превышает 5%, то есть Беларусь для зарубежных инвесторов пока не привлекательна. Не идет на пользу имиджу государства непоследовательность при решении вопросов о привлечении инвестиций. Нередко отказываются от уже согласованных проектов. Подтверждение тому -- инвестиционный проект "Шведвуд" по производству древесины компании IКЕА, который планировалось развернуть в Витебской области. В данном случае ряд государственных концернов, испугавшись конкуренции, дали отрицательные отзывы в правительство. Правда, сейчас к вопросу вернулись ввиду очевидной выгодности проекта.

Иностранные торговые компании могут быть полезны прежде всего распространением опыта современных технологий продаж, схем логистики, наличием денег на создание информационных систем торговли, участием в создании крупных оптовых рынков сельхозпродуктов во всех регионах республики. Перспективным мы считаем формирование в стране сети магазинов-складов оптовой и мелкооптовой продажи товаров импортного производства с участием иностранного капитала для реализации их только субъектам хозяйствования и индивидуальным предпринимателям (наподобие магазинов системы Саsh & Саrrу). Такая мера в значительной степени повысила бы легальность ввоза импортных товаров, уменьшала бы отток валюты на оптовые рынки Москвы, увеличила бы поступления в бюджет, а следовательно, улучшила бы качество поставляемого импорта.

Было бы неплохо организовать на территории Беларуси принадлежащие иностранным компаниям склады товаров импортного производства, находящихся в таможенном режиме временного ввоза. Такая мера увеличила бы поступления в бюджет при их растаможивании, создала реальные предпосылки для последующей перепродажи этих товаров отечественными предпринимателями в Россию. Важно также изыскать возможность развития реэкспортной деятельности торговых предприятий в свободных экономических зонах на примере СЭЗ "Джебер Али" в Объединенных Арабских Эмиратах. Это укрепило бы развитие инфраструктуры логистики и обеспечило приток денежных средств.

-- Оправдан ли, по-вашему, взятый властями курс на супер- и гипермаркетизацию?

-- Наш союз выступает за то, чтобы вопрос развития гипермаркетов в стране регулировался (и в этом Министерство торговли с нами солидарно) специальным законом. В нем должны быть оговорены все нюансы взаимоотношений отечественной и зарубежной торговли, вплоть до принципов размещения гипермаркетов и т.д. Мы предлагаем возводить эти объекты только за чертой города, иначе это разрушит его экономику, городскую инфраструктуру, торговля просто "ляжет". В Польше в результате непродуманного строительства гипермаркетов без работы осталось около 3 млн. человек. Однако наша западная соседка скоро войдет в Евросоюз, где есть фонды взаимопомощи. Нам в случае ошибки никто помогать не будет. Согласно статистике на каждое рабочее место в гипермаркете ликвидируется 7 рабочих мест в традиционной торговле. Кроме того, прекратят существование сотни предпринимательских структур, занимающихся торговлей, закроются многие магазины, которые обеспечивают людей рабочими местами и исправно платят налоги в городской бюджет.

Специальный закон о гипермаркетах нужен еще и для гарантий инвесторам. Наш союз стоит на позиции защиты белорусского рынка и капитала, какой бы он ни был: американский, белорусский или российский. И когда транснациональным корпорациям обещают здесь золотые горы, то их, на наш взгляд, обманывают. И мы об этом откровенно говорим. Ведь впоследствии пострадает не только зарубежный бизнесмен, рискнувший своими капиталами, но и инвестиционный имидж страны. На заседании совета по делам торговли нашего союза представители зарубежных компаний говорили о своих ожиданиях на получение прибылей от строительства гипермаркетов. По их расчетам, затраты должны окупиться у нас за пять лет. Но для этого требуется рентабельность не менее 20% в год. Однако при средней зарплате в стране 120 USD и при условии, что 70% товаров должны быть отечественного производства, такой скорой окупаемости не будет.

Преимущества при строительстве гипермаркетов, на наш взгляд, должны получить корпорации, имеющие намерения развивать производственную базу с последующей продажей значительной части производимых изделий в этой торговой сети.

В связи с планируемым вступлением Беларуси во Всемирную торговую организацию необходимо предусмотреть ряд мер для адаптации отечественной торговли к меняющимся условиям, а также очертить интересы государства и отечественных предпринимателей в этом процессе. Государство заинтересовано, чтобы налоги от торговой деятельности оставались в стране. В свою очередь, отечественные бизнесмены надеются, что основная часть торговой сети останется в руках субъектов хозяйствования республики. Поэтому необходим разумный баланс интересов.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений