Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Факты, комментарии
04.11.2005 16 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Геннадий АЛЕЙНИКОВ: К миллиарду долларов приближаются наши вложения в реальный сектор экономики

Интервью с председателем ЗАО "Банк международной торговли и инвестиций" Г.С.АЛЕЙНИКОВЫМ...
Интервью с председателем ЗАО "Банк международной торговли и инвестиций" Г.С.АЛЕЙНИКОВЫМ.

- Геннадий Станиславович, ваш банк появился на финансовой карте Беларуси почти семь лет назад. Что нового смогли вы предложить своим клиентам? Чем сумели удивить их?

- Мы не пришли на этот рынок кого-либо удивлять. Наши акционеры, среди которых многие признанные в бизнесе зарубежные структуры, в качестве стратегических целей определили для банка развитие международной торговли и внешнеэкономических связей, привлечение в страну иностранных инвестиций. Чтобы их добиться, надо было работать творчески, качественно, максимально опираясь на потребности клиентов. Этого оказалось достаточно, чтобы получить их признание и доверие. В свою очередь, это стало основой для дальнейшего наращивания нашего присутствия во всех сегментах банковского бизнеса, в том числе за рубежом.

- Выход на зарубежные рынки капитала сопряжен не столько с желанием банка, сколько с доверием к нему иностранных партнеров. А оно завоевывается годами. Как удалось добиться этого?

- Начнем с того, что мы не ощущали недоверия. C первых шагов сориентировали коллектив на настойчивую и грамотную работу с теми, кто хотел бы вкладывать средства в белорусскую экономику, но в силу различных причин не мог преодолеть определенной настороженности. В организации работы опирались на международные требования, применяли трезвый экономический расчет. Кроме того, объединили усилия с акционерами, которые, повторюсь, являются настоящими профессионалами в своем деле, и с их помощью начали осваивать зарубежный вектор. Помогла поддержка Национального банка Республики Беларусь, который также является нашим акционером.

В результате уже 1 ноября 1999 года был выдан первый инвестиционный кредит для "Нафтана" в объеме 2 млн. долларов США. Затем пошли новые проекты. На реконструкцию метизного производства Белорусскому металлургическому заводу, например, было предоставлено 5 млн. долларов.

- Кстати, период реконструкции "Нафтана" совпал со временем становления вашего банка:

- Да, для нас это тоже был ответственный период.  Поскольку проект модернизации поддержало правительство Беларуси, мы сдавали своеобразный экзамен на профпригодность не только перед коллективом "Нафтана", но и перед высшим руководством страны, перед нашими зарубежными партнерами.

- Выдержали?

- Полагаю, успешно. На первом этапе наш банк выступил агентом по непосредственному кредитованию предприятия за счет средств кредитных линий, открытых банками-нерезидентами. Размер финансовой поддержки составил 86 млн. долларов США. Сотрудничество продолжается. В итоге появляются новые проекты и новые зарубежные партнеры.

- Можете привести примеры?

- Решены организационные вопросы по открытию для нас кредитной линии немецким банком DZ-Bank, который входит в пятерку крупнейших в Германии. На первом этапе ее объем составит 8 млн. долларов США.

В случае успешной реализации проекта немецкий партнер согласился увеличить объем кредитной линии уже в следующем году до 20 млн. долларов США. Предполагается участие в консорциальном кредитовании и других ведущих европейских банков.

Кроме того, с помощью нашего акционера из Австрии с участием австрийских банков рассматриваются возможности финансирования инвестиционных проектов "Нафтана".

- Форма собственности кредитополучателей не является препятствием?

- Ни в коем случае. Мы с одинаковой долей ответственности работаем как с крупными государственными предприятиями, так и с коммерческими структурами. У нас сложились деловые партнерские отношения с РУП "Белорусский металлургический завод", ОАО "Трансавиаэкспорт", ИООО "АФ энд компани", ООО "Итерабелнафта", ОАО "Рогачевский молочноконсервный комбинат", СП ЗАО "Интерфорест", СЗАО "Мальвина", СЗАО "Белфарм" и многими другими.

Успехи партнеров, стабильность их бизнеса, способность развивать и наращивать его являются лучшими гарантиями и наших успехов. Поэтому банк постоянно совершенствует работу с клиентами, предлагает помощь в обучении современным методам рационального использования инвестиционных вложений.

Приоритетом для нас является привлекательность инвестиционных проектов, их способность заинтересовать зарубежных партнеров. Это имеет особое значение в условиях, когда страна ощущает острый дефицит инвестиций в техническое перевооружение и модернизацию экспортных производств. Ведь ни для кого не секрет, что прогрессирующее устаревание технологий все чаще ведет к снижению конкурентоспособности многих видов белорусской экспортной продукции. Поэтому вполне оправданной представляется ориентация на развитие экспорта не только в Россию, но и на рынки ЕС. А здесь без участия банков не обойтись.

Вот почему при всех изменениях внутренней ситуации неизменным остается наше стремление расширять присутствие на зарубежных рынках, укреплять доверие зарубежных партнеров, предоставлять им надежные инвестиционные проекты. Например, за счет налаженного  сотрудничества со страховым экспортным агентством  GERMES в ближайшее  время будут получены средства в размере около 1,8 млн. евро для совместного финансирования с крупным немецким банком Commercbank AG импортозамещающего инвестиционного проекта в СЭЗ "Брест".

В стадии оформления находится синдицированный кредитный договор между нашим банком и Федеральным банком Ближнего Востока о совместном финансировании проектов в республике с долей участия банка-нерезидента в размере 40%.

- Реализуя одну из своих стратегических задач - привлекать в страну  через активный выход на зарубежные финансовые рынки иностранных инвесторов, ваш банк добился признания  у белорусских предприятий. Но не означает ли это, что вы идете на поводу у своих клиентов, в угоду высокой прибыли готовы исполнять любой их каприз?

- Это не для нашего банка.  Не менее экономических показателей для нас важны имидж и репутация. Сегодня наша репутация позволяет вести диалог со многими серьезными зарубежными партнерами. О результативности такого подхода свидетельствует и география банков, с которыми мы проводим разнообразные финансовые операции. Это Австрия (банки BAVAG, Мeinl, Donau-Bank AG, Raiffeisen Zentralbank Osterreich AG), Франция (банк BCEN-Eurobank), Москва (банк "Возрождение"), Германия (Commercbank AG, Deutsche Bank AG), Казахстан (банк ТуранАлем), Кипр (Федеральный банк Ближнего Востока) и так далее.

Назову и такой небольшой штрих. С каждым годом нас все чаще приглашают участвовать во многих престижных зарубежных финансовых форумах, где решаются актуальные вопросы формирования европейской и мировой инвестиционной политики. Такой разговор на равных дает нам возможность держать руку на пульсе происходящих в этой сфере событий и оперативно решать возникающие проблемы.

А владение обстановкой в экономической сфере страны, знание ее возможностей позволяет добиваться необходимых результатов в переговорах с потенциальными инвесторами. Они доверяют не политически ангажированным оценкам нашей страны, а реальным действиям реальных субъектов хозяйствования. Пример нашей работы подтверждает этот вывод. Если за прошлый год в реальный сектор экономики банком  было вложено 269,6 млн. долларов США, или на 70,7 млн. больше, чем в 2003 году, то сумма кредитов, выданных в январе-сентябре 2005 года, составила 203,2 млн. долларов.

Всего же за годы деятельности банка наши совокупные вложения в экономику Беларуси приближаются к миллиарду долларов США.

- Это серьезная цифра.

- Работать иначе нам не позволили бы наши акционеры. Полностью доверяя нам, они, тем не менее, весьма пристально и скрупулезно вникают во все дела банка - от его стратегических инвестиционных проектов до внутренних расходов и структуры. Кстати, с их одобрения мы сейчас ведем ее оптимизацию, теснее привязываем к потребностям клиентов не только в Минске, но и в регионах. В настоящее время структура банка состоит из 5 отделений, 12 расчетно-кассовых центров и 24 пунктов обмена валюты. Это позволило приблизить наши продукты непосредственно к клиентам, создать для них максимум удобств.

На это же направлено освоение и внедрение новых технологий и финансовых инструментов. Сегодня для банка нет таких сфер деятельности, в которых он не чувствовал бы себя уверенно. Касается ли это лизинга или факторинга, операций с государственными облигациями и корпоративными ценными бумагами или развития корреспондентской сети. Все увереннее получаем мы признание и в развитии карточного бизнеса.

- Кстати, а как складываются ваши дела здесь? Насколько я знаю, вы пришли на этот рынок, когда сферы влияния  были уже разделены.

- Кто хочет работать - ищет возможности, а кто не желает - оправдывается трудностями. Вопреки прогнозам скептиков за три года работы в этом направлении мы приобрели конкурентоспособность, уверенно наращиваем все свои показатели. Общее количество обслуживаемых карт-счетов за прошлый год увеличилось в 3,8 раза. За девять месяцев нынешнего года этот показатель вырос еще более чем в 2 раза. Если в прошлом году оборот по карт-счетам клиентов в долларах США увеличился в 3,7 раза, в белорусских рублях в 4,5 раза, то с января текущего года эти показатели выросли соответственно в 2,1 и в 3,4 раза. Доля безналичных платежей  по карт-счетам в долларах увеличилась с начала года с 3,85 до 18,7%, а в белорусских рублях составляет 7%, что в два раза больше, чем в среднем по стране.

За прошедшее время мы установили 12 банкоматов и 24 POS-терминала. Развитие инфраструктуры дало позитивные результаты. Если за весь 2004 г. оборот по  выдаче наличных денежных средств держателям банковских карточек составил 3,2  млрд. рублей, то за 9 месяцев текущего года он равен 9,4 млрд. рублей.

- Что нового вы предлагаете пользователям карточек?

- Им предоставлены дополнительные услуги по оплате через банкоматы банка коммунальных платежей, услуг Cosmos TV, РО "Белтелеком" (оплата за городской телефон); операторов мобильной связи Velcom, МТС, Diallog. В этом году у клиентов появилась возможность пополнять свои карт-счета в любом нашем отделении или РКЦ по всей стране.

В последнее время наблюдается повышенный интерес к международным карточкам ITI-Bank-Maestro/Cirrus и ITI-Bank-Eurocard/MasterCard с ведением карт-счетов в белорусских рублях. В условиях активного развития туризма и возрастающего объема безналичных покупок этот вид услуг наиболее удобен. Наши карточки позволяют их владельцам снимать наличную валюту, осуществлять покупки не  только в Беларуси, но и в любой стране мира, имея на своем карточном счете исключительно белорусские рубли.

Кроме того, этот продукт представляет значительный интерес и для юридических лиц. Держатели наших карточек имеют возможность  экономить на курсах операций, проводить оплату хозяйственных нужд, командировочных и представительских расходов, приобретать ГСМ для автотранспорта. Оборот   по  таким  карт-счетам  за 9 месяцев 2005 г. увеличился в 9,5 раза.

- А какую роль отводите работе с физическими лицами?

- Розничный бизнес становится для нас все более перспективным. И не только с точки зрения привлечения денег населения в депозиты: показатели здесь из года в год растут. Это важный, но не единственный участок работы. Каждому клиенту мы готовы предоставить весь спектр наших услуг и продуктов. Население активно использует кредиты на потребительские нужды, на приобретение автомобилей - представительства таких фирм, как "Юкола", "Фиат", "Рено", охотно сотрудничают с нами. Подобные кредиты население может получить не только в Минске, но и везде, где работают наши структурные подразделения.

В доказательство сказанного - несколько цифр. Если на 1 января 2004 г. кредиты физическим лицам в кредитном портфеле составляли всего 1,84%, то через год они равнялись 7,92%, а на 1 октября 2005 г. достигли 15,22% или 18,3 млрд. руб.

- Но не только сегодняшним днем живет банк?

- Естественно. Как только мы остановимся в своем движении, в освоении новых форм работы и новых продуктов, от нас уйдут клиенты. Поэтому всем сотрудникам, среди которых, кстати, большинство молодых и высококвалифицированных специалистов, мы прививаем чувство нового, ориентируем работать творчески, с учетом индивидуальных особенностей клиентов.

В наших планах значатся мобильный банкинг на основе коммуникационных решений - с целью расширения доли банка в объеме национальных продаж розничных финансовых продуктов и услуг; активизация работы с депозитными сертификатами собственного выпуска и третьих банков; возможность выпуска и активной работы с жилищными облигациями; размещение облигаций банка на внешнем рынке; возможность трансграничного выпуска облигаций банка на рынках стран СНГ и многое другое.

В настоящее время в разработке находится вопрос о создании страховой компании.

- Не боитесь конкуренции? Ведь рынок здесь плотно заселен.

- Наше останется нам. Отступать от намеченного не в наших правилах. Придет время, и мы еще поговорим об этом направлении нашей деятельности.

- Согласен. А пока - успехов вам, прежней надежности и дальнейшей стабильности.

- Спасибо вам и всем нашим клиентам, особенно тем, кто, единожды поверив нам, не желает расставаться.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений