Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Факты, комментарии
17.02.2015 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ГЕНЕРАТОР ОБЕЩАНИЙ©

В бизнес-союзах обсуждается проект директивы «О дополнительных мерах по развитию предпринимательской инициативы и стимулированию деловой активности в Республике Беларусь». Этот документ призван решить задачи, которые не были достигнуты в рамках Директивы № 4, и вывести отношения бизнеса и государства на качественно новый уровень.

и тормоза исполнения

В бизнес-союзах обсуждается проект директивы «О дополнительных мерах по развитию предпринимательской инициативы и стимулированию деловой активности в Республике Беларусь». Этот документ призван решить задачи, которые не были достигнуты в рамках Директивы № 4, и вывести отношения бизнеса и государства на качественно новый уровень.

Многие предприниматели сегодня разочарованы 4-летней кампанией по изменению отношений государства и бизнеса. Хотя и без деклараций очевидно, что традиционные стимулы развития экономики исчерпали себя и невозможно далее опираться на государственные инвестиции. Частный сектор так и не получил возможности раскрыть свой потенциал в полной мере. В проекте очередной директивы «с учетом современных вызовов, угроз внутренней и внешней среды, а также ограниченных инвестиционных ресурсов» признается, что «частный сектор в целом имеет больший потенциал для роста по сравнению с крупными государственными предприятиями», и предлагается «существенно изменить правовые и экономические условия для создания новых и развития существующих субъектов малого и среднего предпринимательства».

Авторы проекта явно не сомневаются, что Директива № 4 сыграла важную роль в либерализации хозяйственной деятельности и улучшении условий ведения бизнеса. Однако, «чтобы сектор малого и среднего предпринимательства не функционировал, а развивался, необходим принципиально новый, реальный, а не декларативный, подход к поддержке частной инициативы. Кардинальное улучшение бизнес-среды и ускоренное развитие предпринимательства невозможно без коренного изменения отношения органов государственного управления к частному сектору». Поэтому в проекте новой директивы говорится, что «государственные органы должны видеть в предпринимателях не конкурента, а партнера – налогоплательщика, работодателя, инвестора, новатора», что требует пересмотра системы управления экономикой, состава и функций республиканских органов госуправления, условий деятельности госпредприятий, а местные власти должны конкурировать между собой за субъектов хозяйствования.

ОДНИМ из ключевых условий решения этих задач является наличие равных условий ведения предпринимательской деятельности и обеспечение дальнейшего развития добросовестной конкуренции субъектов хозяйствования независимо от формы собственности. Для этого, в частности, предлагается законодательно закрепить разделение функций государства как регулятора и как собственника. При этом почему-то не упоминается, что органы, которые станут носителями обеих ипостасей, все равно будут иметь общую конечную подчиненность, но обзаведутся собственными ведомственными интересами, между которыми не исключены конфликты. Гораздо больше надежд вселяет обещание мер по включению субъектов малого и среднего бизнеса в сферу господдержки, поставок для госнужд, распределения ресурсов, создания инфраструктуры поддержки. Правда, все это не раз обещалось и ранее — без особого успеха. Это относится и к планам приватизации малых госпредприятий и передачи частникам неиспользуемого госимущества.

ОЧЕНЬ помогли бы бизнесу налоговые послабления — от отмены права местных властей повышать ставки налогов на землю и недвижимость до предоставления 3-летней рассрочки по уплате НДС на ввозимое новое технологическое оборудование. Правда, нынешнее состояние бюджета не позволяет надеяться на заметное снижение фискального бремени. Однако в проекте обещан мораторий до 1.01.2017 г. на увеличение количества или ставок налогов и сборов, усложнение порядка расчетов. Одновременно предполагается упростить налоговое администрирование, снизить налоговую нагрузку, включая сокращение количества налоговых льгот в целях расширения налоговой базы, при условии стабильной макроэкономической ситуации, внедрить практику расчета сумм налогов налоговыми органами на основе статистической информации, минимизировать количество документов, необходимых для подтверждения затрат, учитываемых при налогообложении, а также уменьшить пенсионную страховую нагрузку на нанимателей. Кроме того, власти намерены ликвидировать излишние административные барьеры (чем они усиленно занимаются последние 5 лет), обеспечить защиту права руководителей компаний на деловой риск, ввести на 3 года мораторий на проведение проверок, мониторингов и т.п. субъектов хозяйствования, работающих более 3 лет и не имеющих нарушений законодательства за последние 3 года. Особенно актуальным выглядит предложение законодательно предусмотреть, что деятельность субъекта хозяйствования может быть приостановлена только в случае угрозы национальной безопасности, жизни и здоровью граждан, окружающей среде и только в случае, если иным образом устранить угрозу не представляется возможным. Также планируется разработать комплекс мер по совершенствованию законодательства в части административной и уголовной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности, обеспечив соразмерность ответственности характеру правонарушения и степени причиненного вреда. Эти нормы проекта директивы выглядят особенно ярко на фоне принятого менее 2 месяцев назад Указа № 567 и последнего пакета изменений в УК и КоАП.

НАВЕРНО, существенно бы укрепило стремление МСБ раскрыть свой потенциал исключение необоснованного вмешательства госорганов в процесс ценообразования. Жаль только, что это в проекте обещается лишь «за исключением временного введения регулирования в форс-мажорных ситуациях». Но поскольку экономический форс-мажор случается у нас с печальной периодичностью, очередные ограничения и рекомендации не заставят себя ждать. Соответственно, роль мер стимулирования «максимального привлечения частных инвестиций в социальную сферу, развитие государственно-частного партнерства» окажется довольно ограниченной.

Еще один мораторий обещан на принятие нормативных правовых актов, ухудшающих условия ведения предпринимательской деятельности, — до 1.01.2018 г. Кроме того, предлагается обеспечить внедрение до 1.01.2016 г. института обязательной оценки регуляторного воздействия для проектов нормативно-правовых актов, затрагивающих интересы бизнеса. Заодно повторно обещается закрепить, что в случае неясности или нечеткости предписаний актов законодательства решения должны приниматься в пользу предпринимателей и граждан, что нормативные акты будут приниматься своевременно, чтобы бизнес успел к ним подготовиться, предварительно проходить общественное обсуждение, а их проекты должны размещаться в Интернете и СМИ. Остается уточнить, сколько нужно директив, чтобы эти нормы действительно были реализованы? Захотят ли чиновники сами ломать систему, обеспечивающую им неформальный контроль над бизнесом и немалую (в т.ч. коррупционную) ренту за счет тех самых неясностей, нечеткостей нормативных актов и внезапности их появления?

ХОЧЕТСЯ верить, что власти, наконец, примут «самые серьезные меры по развитию частной собственности и кардинальному повышению защиты прав собственности и пользования имуществом», включая запрет на пересмотр размеров уставных фондов ОАО, созданных в ходе приватизации, установление пресекательного 3-летнего срока для подачи иска в отношении приватизационных сделок, установление конкретных условий реализации неиспользуемого государственного имущества и ответственности чиновников за саботаж таких сделок. Впрочем, в этой области правоприменительная практика, пожалуй, важнее нормативной базы — слишком часто решения здесь принимались «именем революции», исходя из чьих-то личных интересов и предпочтений.

Леонид ФРИДКИН

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by