$

2.0989 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1982 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

ГЕНДЕРНАЯ ЭКСПЕРТИЗА НАЦИОНАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА©

18.03.2014

Национальный центр законодательства и правовых исследований (НЦЗПИ) проанализировал систему республиканских правовых актов на соответствие требованиям Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW), вступившей в силу для Беларуси с 3.09.1981 г.

Специалисты установили, что в Конституции и в национальном законодательстве в целом отражен принцип равенства прав и возможностей женщин и мужчин. При этом в изученных сферах на уровне законодательства не установлены нормы, которые бы являлись дискриминационными по отношению к женщинам. Исключениями являются отдельные акты, например, гендерно-чувствительная cт. 14 Трудового кодекса, запрещающая ограничение трудовых прав в зависимости от пола. В остальных актах либо закрепляется принцип равенства граждан, либо указывается их конкретное право без уклонения в сторону гендерной принадлежности.

Относительно благополучной признана ситуация с обеспечением равенства прав мужчин и женщин в ряде сфер, которым Конвенция уделяет особое внимание: реализация избирательного права, участие в деятельности неправительственных организаций, предотвращение торговли женщинами, приобретение гражданства, доступ к правосудию и др.

Тем не менее существуют области, в которых равенство мужчин и женщин закреплено законодательно, но на практике наблюдается гендерный дисбаланс. Это, в частности, такие сферы, как занятие ключевых государственных должностей, прием на работу, равное вознаграждение за равный труд, участие в предпринимательской деятельности.

Так, в Национальном собрании сейчас 27,5% женщин, в органах местной исполнительной власти — около 45%. В общей численности работающих почти 54% женщин, при этом отношение номинальной начисленной среднемесячной заработной платы женщин к заработной плате мужчин — примерно 74%. Это связано в первую очередь с тем, что женщины по-прежнему заняты в таких традиционных сферах деятельности, как образование, здравоохранение, социальная работа, торговля и т. д. Женская занятость характеризуется высокой долей работающих в сфере услуг (77,4%), меньшей — в производственных отраслях (16–45%).

Гендерный разрыв поддерживают сохраняющиеся стереотипы о предназначении и роли в обществе мужчин и женщин. При этом гендерный дисбаланс не воспринимается большинством населения как дискриминация.

Встречное течение

В то же время гендерное неравенство негативно сказывается как на росте экономики, так и на благополучии отдельно взятых людей в тех сферах, где оно сохраняется. Согласно информации Фонда ООН в области народонаселения гендерное неравенство в различных секторах общества имеет определенные последствия.

Например, низкий уровень образования женщин, неравенство в доходах и в принятии решений, касающихся домохозяйств, — повышает младенческую и детскую смертность; поддерживает высокий уровень рождаемости при низком уровне жизни в странах с расширенным воспроизводством; снижает уровень образования и инвестиций в человеческий капитал детей.

Неравенство в образовании и уровне занятости повышает вероятность потерь в национальном доходе; тормозит развитие технологий. Разрыв в оплате труда замедляет рост дохода на душу населения; продуцирует бедность, особенно «женских типов домохозяйств». Низкое представительство женщин в органах управления власти не позволяет развиваться новым, альтернативным стилям управления.

Гендерное неравенство в распределении бюджетов времени, патриархальное распределение гендерных ролей снижает рождаемость в странах с суженным воспроизводством, а домашнее насилие продуцирует прямые людские потери; снижает производительность труда; повышает затраты на медицинские услуги, социальные программы, оплату работы правоохранительных органов и служб.

Эксперты НЦЗПИ предлагают обеспечивать принцип гендерного равенства путем корректировки специальных актов законодательства, предусматривающих механизм реализации того или иного права в гендерном контексте.

Прекратите скандалить

С 16.04.2014 г. вступит в силу новый Закон от 4.01.2014 № 122-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений». В нем есть статьи, направленные на профилактику насилия в семейных отношениях. В частности, дано определение понятия «насилие в семье» — это «умышленные действия физического, психологического, сексуального характера члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания».

Также введены новые меры общей и индивидуальной профилактики отношений участников семейных ссор. Среди нововведений — официальное предупреждение о недопустимости противоправного поведения, которое выносится лицу, совершившему административное правонарушение в сфере семейно-бытовых отношений (ст. 26). Кроме того, предусмотрена постановка на профилактический учет семейных скандалистов (ст. 28).

Защитным предписанием гражданину, совершившему насилие в семье, устанавливаются ограничения на совершение ряда действий (ст. 31). Эта мера будет применяться к гражданам, которые в течение года после объявления официального предупреждения либо в период нахождения на профилактическом учете по соответствующему основанию повторно привлечены к административной ответственности за противоправные действия по ст. 9.1 «Умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия», ст. 9.3 «Оскорбление», ст. 17.1 «Мелкое хулиганство» КоАП, совершенные по отношению к члену семьи.

Защитным предписанием гражданину, в отношении которого оно вынесено, запрещено выяснять место пребывания пострадавшего от насилия в семье (если он находится в месте, неизвестном нарушителю); посещать места нахождения и пребывания пострадавшего; общаться с ним как по телефону, так и посредством Интернета.

Елена ПЕТРОШЕВИЧ