Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Факты, комментарии
08.07.2005 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ГДЕ ВЗЯТЬ ДЕНЬГИ НА РЕАБИЛИТАЦИЮ ЧЕРНОБЫЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ?

Всемирный банк готов профинансировать часть проекта...
Всемирный банк готов профинансировать часть проекта

С 30 июня по 15 июля в Беларуси работает миссия Всемирного банка, готовящая проект реабилитации районов, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. Сотрудники ВБ изучают ситуацию в загрязненных регионах, встречаются с представителями местных властей и специалистами, чтобы затем окончательно утвердить размер конкретных инвестиций и возможные схемы реализации проекта. О своих выводах миссия доложит 13 июля на заключительных встречах в Комитете по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и в правительстве.

Совет Министров Беларуси и Всемирный банк уже определились с очередностью разработки этапов проекта. Первые два - газификация населенных пунктов и оптимизация теплоснабжения на объектах здравоохранения, образования, соцзащиты и культуры - получат общее финансирование 38,5 млн. USD. На следующем этапе предполагается поработать над развитием лесозаготовительного и лесоперерабатывающего производств, а также систем водоснабжения и радиационного контроля питьевой воды на территориях, загрязненных радионуклидами. Последним этапом должно стать внедрение научных технологий, позволяющих выращивать на загрязненных территориях "нормативно чистую" продукцию. Размер кредитования от Всемирного банка тут может достигнуть 50 млн. USD.

Большой интерес у населения Беларуси и экспертов вызывает именно последняя часть проекта. Люди интересуются, действительно ли возможно выращивать безвредную для организма человека  продукцию на чернобыльских территориях, что значит определение "нормативно чистая" и в достаточной ли степени развит контроль за таким производством? При финансировании белорусского правительства программа переспециализации сельских хозяйств началась еще в 2002 г. и уже охватила 19 хозяйств в Гомельской и Могилевской областях (в текущем году на переспециализацию выделено из бюджета 9 млрд. Br). Координатором здесь является Комчернобыль, он будет вести и программу, которую готов финансировать Всемирный банк. В целом переспециализации подлежат 670 хозяйств.

"НЭГ" уже писала о том, что в Беларуси взят курс на возвращение загрязненных радиацией территорий в хозяйственный оборот и сокращение льгот гражданам, пострадавшим от катастрофы на ЧАЭС. Это официальная позиция, которой придерживается и Комчернобыль.

Cогласно постановлению правительства от 2004-12-24 г. N 1623 48 населенных пунктов Гомельской области выведены из зоны загрязнения в целом (в том числе Жлобин и Рогачев), еще 102 перешли в менее льготируемые зоны загрязнения, в том числе Брагин, Ветка, Ельск и Буда-Кошелево. В хозяйствах,  расположенных в одноименных районах, внедряются новые технологии, за счет которых возможно выращивание радиационно безопасной продукции, которая соответствует требованиям белорусского Ми0нздрава. В этом и состоит переспециализация. При соблюдении определенных условий переход стронция и цезия в продукцию (как животного, так и растительного происхождения) существенно снижается и ее можно считать "нормативно чистой". Но, как выяснилось, только по белорусским меркам.

Сторонники альтернативного взгляда на последствия Чернобыля, которых в стране немало, считают, что выращивание сельхозпродукции на загрязненных территориях по меньшей мере спорно. Сельское хозяйство технически не готово к этому, требует модернизации, значительных инвестиций и большого числа лабораторий, которые бы контролировали качество продукции. А требования Минздрава Беларуси к нормам содержания вредных веществ в продукции не сопоставимы с мировыми. "В России эти нормы примерно на 50% ниже, - говорит Иван Никитченко, член-корреспондент Национальной академии наук Беларуси, академик Международной академии информационных технологий. - Так же и в Европе. То есть нашу нормативно чистую продукцию там в половине случаев будут забраковывать".

Выступления И.Никитченко звучали в прессе в годовщину аварии на Чернобыльской АЭС, он принимал участие в заседании "круглого стола", организованном демократическими партиями 25 апреля в Минске. По словам ученого, в 1991 г. в системе Госагропрома БССР было 725 лабораторий радиационного контроля, сейчас таковых 125. "Контролировать, что производится на этих территориях и насколько это безопасно для здоровья, сегодня очень сложно, - говорит он. - Был институт эндокринологии и радиационной медицины в Аксаковщине, но его два года назад ликвидировали. У независимого института радиационной защиты, созданного профессором Нестеренко, было 380 пунктов контроля, осталось 40". Еще одна проблема, по мнению И.Никитченко, -  в несоблюдении технологий, необходимых для выращивания чистой продукции, и отсутствии специалистов в чернобыльских хозяйствах. "Такие технологии разработаны учеными давно и могли бы успешно применяться, - говорит он. - Но сегодня в хозяйствах осталось лишь 30% исправной техники. В первые годы после аварии мы завозили на загрязненные территории чистый корм для скота и даже глину с Урала и Закавказья, чтобы оздоровить почву. Сейчас государство не находит денег даже для закупки фосфорных и калийных удобрений в полном объеме.  Соблюдение технологий просто невозможно".

Галина Скороход, член ликвидированного в августе 2004-го Гомельского общественного женского объединения "Инициатива", в ходе заседания "круглого стола" представила доклад, в котором приводит факты, заставляющие сомневаться в том, что в Брагинском и Хойникском районах действительно произошли позитивные изменения, дающие основание для перевода их  в зону менее жесткого контроля (с 1 января). "Но сегодня Брагинский район - на четвертом месте по показателю общей смертности в Гомельской области, на первом - по туберкулезу и болезням системы кровообращения, втором - по новообразованиям, - говорится в докладе. - Превышение цезия в молоке - в 21 населенном пункте, картофеле - в 4 хозяйствах из 5 существующих. Именно в Брагине зафиксирован максимальный уровень стронция по области в пробах картофеля (14 Бк/кг), свекле (53,6 Бк/кг), моркови (98,8), капусте - выше нормы на 15%". По словам Г.Скороход, с момента аварии на ЧАЭС Брагин и Хойники относились к наиболее пострадавшим районам, в этой местности было запрещено производство продуктов. Позже в Хойниках заработал сыродельный завод, в 2003 г. открыли линию по производству масла. "На содержание стронция молоко выборочно проверялось 1-2 раза в год в областном Центре гигиены и эпидемиологии, - говорится в докладе. - В прошлом году по  линии МАГАТЭ для завода закуплен прибор, измеряющий стронций. Однако говорить о полном контроле не приходится, так как пользование прибором требует специальных знаний и высокой квалификации работника, а также времени". По данным радиолога лаборатории, только за 9 месяцев прошедшего года на завод поступило свыше 120 тонн некачественного молока со значительным превышением цезия (в 2-3 раза). Продукция с превышением стронция (в 2 раза) поступает на завод из 6 хозяйств Брагинского района и 5 хозяйств Хойникского района. Это молоко идет на производство масла и казеина. Закупочная цена на "загрязненное" и чистое молоко - одинаковая, стоимость продукции - также, говорится в докладе Г.Скороход.

Противники выращивания сельхозпродуктов на загрязненных территориях обращают внимание на то, что продаваться такая продукция может по всей республике и даже идет на экспорт за границу, например в Россию. Причем покупатели лишены права выбора, ведь "в большинстве случаев в торговлю продукция поступает без ссылки на реальный уровень содержания радионуклидов, в накладных указано только, что они ниже допустимого нормами Минздрава, говорится в докладе Г.Скороход.  "На магазинном ценнике вообще не указывается  уровень содержания радионуклидов, а чаще всего не помечен и производитель, написано лишь, что продукт произведен в Республике Беларусь".

Как видим, мнения и оценки существенно расходятся. Однако нужно подчеркнуть, что необходимость экономической реабилитации чернобыльской зоны, в пределах которой проживают более 1 млн. человек,  диктуется объективными обстоятельствами а не чьим-то желанием. Поэтому и вопрос ставится практический: как это сделать, избежав напрасной траты сил, средств и чрезвычайно опасных в данном случае ошибок.

Как стало известно "НЭГ", представители миссии Всемирного банка посетят не только госструктуры, но и организации, где есть альтернативная информация по проблемам чернобыльских территорий - представительство ТАСИС, Швейцарское бюро по развитию и сотрудничеству, ПРООН, Программы CORE "Сотрудничество для реабилитации". Академик И.Никитченко давно предложил свою концепцию работы с загрязненными территориями и местным населением, численность которого 1 млн. 840 тыс. человек. Он считает, что в каждом населенном пункте необходима лаборатория радиологического контроля и медицинское учреждение, что людям надо кропотливо разъяснять, что можно есть, а чего нельзя, какие культуры выращивать в огородах, какие нет. Тем более такая практика должна соблюдаться в сельскохозяйственных организациях. Также, по нашей информации, представители миссии Всемирного банка смогут посетить предприятия, производящие сельхозпродукцию, в частности  Хойникский сыродельный завод. О том, к каким выводам придут эксперты, станет известно совсем скоро.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by