Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №4 (2501) от 18.01.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5876
EUR:
2.9489
RUB:
3.3875
Золото:
150.65
Серебро:
1.91
Платина:
80.36
Палладий:
156.24
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Где выгодно — там коммерческие аптеки, где убыток — там государственные

Хорошо, что весьма популярная в республике газета уделяет внимание и проблемам фармацевтического сектора...

Хорошо, что весьма популярная в республике газета уделяет внимание и проблемам фармацевтического сектора. Об этом свидетельствует статья М.АЛЕКСАХИНОЙ и И.ПАВЛОВА "Минздрав ограничивает открытие аптек", опубликованная 30 апреля в N 32 (552). Считаем, что поднимаемые в ней вопросы должны учитывать и взгляды работников государственных аптечных предприятий.

СЛЕДУЕТ отметить, что каждый рынок, в том числе фармацевтический, имеет свои особенности.

Первая -- это специфический вид товара, так как лекарственные средства предназначены для проведения профилактики, диагностики и лечения граждан.

Вторая -- отсутствие прямых отношений между покупателем и продавцом и наличие третьего участника рынка -- врача, назначающего лекарственные средства.

Третья -- государственное регулирование фармацевтической деятельности через нормативные и правовые акты. Для сведения, во всех цивилизованных странах фармацевтический рынок является одним из самих регулируемых государством рынков. В частности, во Франции, Дании на государственном уровне ограничивается количество открываемых аптек. Поэтому авторам статьи некорректно сравнивать порядок открытия аптечных учреждений и предприятий с "пивными и рюмочными".

Не можем согласиться с приведенной в статье трактовкой "...монополистическая деятельность -- это действие (бездействие) хозяйствующих субъектов или органов управления, направленное на недопущение, ограничение или устранение конкуренции..".

Результаты исследований субъектов хозяйствования, занятых в лекарственной сфере, показали, что по состоянию на 1.01.2002 г. на территории Брестской области функционирует 230 аптечных учреждений системы РУП "Фармация" и 96 -- негосударственной формы собственности. Кроме того, в структуру фармацевтического сектора области входят 17 государственных аптек учреждений здравоохранения области, в т.ч. других ведомств.

Необходимо акцентировать внимание на том, что из 230 аптечных учреждений РУП "Фармация" -- 137 (59,5%) являются производственными аптеками или расположены в сельской местности. Действительно, по этим типам аптечных учреждений РУП "Фармация" является "вынужденным" монополистом, т.к. ни один субъект хозяйствования негосударственной формы собственности области не открыл подобных "аптечных точек". Спрашивается, почему? Ответ простой. Последние убыточны по причинам больших затрат, связанных с оплатой за аренду определенного набора помещений, необходимых для обеспечения технологического процесса (асептического блока, ассистентской, дистилляционной, стерилизационной, кабинета аналитики и др.); оплату труда работникам (70% штата такого типа аптеки задействовано в изготовлении лекарственных средств); коммунальные услуги и т.д. При этом стоимость лекарственного средства, приготовленного в аптеке, в 2,5--3 раза ниже стоимости лекарственных средств заводского производства. Например, производственная аптека N 152 г.Бреста, изготавливающая лекарственные средства по 12--15 тыс. флаконов в месяц для всех лечебно-профилактических учреждений города, ежемесячно имеет 4,5--5 млн.руб. убытков даже при льготной ставке арендной платы.

МИНИСТЕРСТВОМ здравоохранения, на наш взгляд, весьма лояльно выдаются лицензии субъектам хозяйствования негосударственной формы собственности. Приведем еще один пример: в г.Бресте функционирует 30 "аптечных точек" системы РУП "Фармация" и 36 негосударственных. Причем в двух лечебно-профилактических учреждениях арендуют одновременно площади под аптечные учреждения и РУП "Фармация", и негосударственные аптечные учреждения. Но и здесь различаются выполняемые ими функции. "Частные" отпускают только за наличный расчет (понятно, более ликвидно то, что в кассе и на расчетном счете). Государственные же аптеки обязаны отпускать в первую очередь по бесплатным и льготным рецептам, несмотря на то что лечебно-профилактическими учреждениями еще не оплачены лекарственные средства, отпущенные в сентябре 2001 г. льготным категориям населения. Причем эти лекарственные средства приобретены РУП "Фармация" на тендерной (конкурсной) основе по более низким ценам. Данный порядок закупок лекарственных средств не распространяется на коммерческие аптеки.

Но это еще не все отличительные черты негосударственных аптек от государственных. В последних обязательно должны быть в наличии жизненно необходимые лекарственные средства согласно перечню, утвержденному Минздравом. Кроме того, они принимают от населения бывшую в употреблении аптекарскую посуду и лекарственное растительное сырье. Специалисты государственных аптек должны проходить курсы усовершенствования в основном за счет собственных средств на базе медицинских учебных заведений не реже 1 раза в 5 лет, а специалисты коммерческих -- на свое усмотрение. Руководителю субъекта хозяйствования, занятому фармацевтической деятельностью в государственном секторе, положено иметь фармацевтическое образование, а в негосударственном -- не обязательно.

Конкурентная борьба должна быть честной, справедливой и прозрачной. Субъекты хозяйствования должны на равных правах заниматься всеми видами фармацевтических услуг, а не по принципу: что выгодно -- коммерческие аптеки, а что не выгодно -- государственные. У всех аптечных учреждений независимо от форм собственности должна быть главная цель -- достижение баланса между прибылью и заботой о нуждах посетителей. А сегодня наблюдается дисбаланс: теми видами деятельности, что дают большую прибыль, занимаются коммерческие аптеки, а теми, что чреваты огромными убытками, -- государственные. Считаем, что Минздрав при выдаче лицензий должен поддерживать этот баланс.

Как говорится, статистика -- вещь упрямая. Интересно, какими статистическими данными пользовались авторы статьи, указывая, что более 60% лекарственных средств реализуется через частные аптеки?

Перечисленное выше дает основание считать, что на общегосударственном уровне необходимо принять меры по упорядочению деятельности фармацевтических организаций (независимо от форм собственности) и постоянно осуществлять государственный надзор за их деятельностью. Надо бы в структуре Министерства здравоохранения для этих целей иметь самостоятельное подразделение с правом юридического лица и полномочиями применять экономические санкции ко всем участникам фармацевтического рынка за грубые нарушения нормативно-правовых актов.