$

2.1261 руб.

2.4663 руб.

Р (100)

3.2227 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Мифы и реальность

Где собрать поправки в законы, и кто за них заплатит

08.12.2017
Где собрать поправки в законы, и кто за них заплатит
Фото: РИА Новости / Владимир Трефилов

С принятием Декрета № 7 главные трудности у белорусских нормотворцев только начинаются. Теперь им предстоит скрупулезно приводить всю махину действующего законодательства в соответствие с прямыми нормами и перспективными обещаниями Декрета. При этом иные законы и постановления проще заменить или отменить, чем скорректировать.

Это в значительной мере касается налогового законодательства. В Декрете № 7 в виде декларативной нормы установлен мораторий на повышение налоговых ставок и введение новых налогов, сборов (пошлин), за исключением случаев, когда нас к этому обязывают международные договора, а также индексации на уровень инфляции налоговых ставок, установленных в рублях. При этом не уточняется, можно ли отнести этот лайфхак к размерам вычетов по подоходному налогу, лимитов применения «упрощенки» и прочим константам.

Далее Декрет № 7 позволяет применять УСН интернет-магазинам, сокращает срок взыскания неуплаченных налогов, сроки учета переплат и недоплат в бюджет, меняет особенности признания внереализационных доходов и расходов заказчиков, застройщиков, дольщиков, связанных с финансированием объектов инфраструктуры и благоустройства. В перспективе правительству предстоит в 6-месячный срок представить предложения о снижении налоговой нагрузки на субъектов хозяйствования в связи с созданием ими новых рабочих мест, деятельностью на территории малых городских поселений и сельской местности, реинвестированием прибыли в развитие производства, а также об упрощении налогового администрирования.

Все это можно было бы сделать проще – внести поправки в Налоговый кодекс, тем более что проект изменений и дополнений в него разрабатывался параллельно с Декретом. Теперь же время упущено – до нового года осталось чуть больше 2 недель. Получается, что проект во многом теряет свое значение, а нормы НК по ряду позиций не будут применяться как противоречащие Декрету.

БЫЛО БЫ, возможно, проще не принимать закон о внесении изменений и дополнений в НК, а утвердить индексацию ставок налогов и иных расчетных показателей, а также некоторые другие без­отлагательные корректировки указом. А затем принять новую редакцию Налогового кодекса с учетом идей о снижении налоговой нагрузки, совершенствовании налогового администрирования и т.п. Это несколько облегчило бы работу бухгалтеров, аудиторов и юристов, которым приходится не только отслеживать регулярные изменения законодательства, но и лавировать в нормах нормативных актов разного уровня, которые то противоречат между собой, то отменяют друг друга.

В любом случае желательно, чтобы законодатели руководствовались не только благими намерениями и пожеланиями заинтересованных лиц, но и объективной оценкой последствий. Разговоры о введении оценки регуляторного воздействия ведутся у нас почти 2 года, но пока в обоснованиях проектов можно увидеть лишь заявления о том, что бюджет ничего не потеряет. Однако любое решение имеет свою цену. И если оно не отразится на бюджете и принесет выгоду одним субъектам хозяйствования и гражданам, то случается, что за это заплатит кто-нибудь другой.

НАПРИМЕР, в нашей стране планируется с 1 января 2018 г. сократить с 60 до 30 дней период ограничения на вычет сумм «входного» НДС в отношении потребительского импорта, установленный Указом от 26.02.2015 № 99. Подсчитано, что бюджет на этом потеряет около 70 млн. BYN. Для компенсации этой потери предлагается перевести отдельных плательщиков с ежеквартальной на ежемесячную уплату НДС.

Напомню, что в настоящее время субъекты хозяйствования могут выбирать сроки уплаты НДС: ежемесячно или ежеквартально. Как правило, экспортеры исчисляют НДС ежемесячно, а плательщики, реализующие товары и услуги преимущественно на территории республики, уплачивают этот налог еже­квартально.

Предлагается сохранить право выбора сроков уплаты НДС для плательщиков налога при упрощенной системе налогообложения, единого налога для производителей сельхозпродукции, а также тех, чей годовой оборот соответствует критерию применения УСН, т.е. не превышает 1,55 млн. BYN.

По предварительным подсчетам, реализация таких предложений обеспечит консолидацию в бюджете 280 млн. BYN. На ежемесячную уплату НДС перейдут около 6 тыс. субъектов хозяйствования (5,2% от общего количества плательщиков НДС). Замечу, это будут именно те предприятия, которые обеспечивают товарами и услугами внутренний рынок республики, не отличающийся  в пос­ледние годы высокой и дисциплинированной платежеспособностью. Поставщики вынуждены предоставлять клиентам значительные отсрочки платежа, а потом зачастую месяцами, если не годами, «выбивать» свои деньги. Так что платить ежемесячно налог многим придется с фактически не полученной выручки, затыкая кассовые разрывы кредитами и срывая сроки исполнения собственных обязательств. Получается, что за послабление, данное импортерам, будет расплачиваться немало отечественных производителей. Тех самых, о которых еще недавно государство обещало неустанно заботиться…

Автор публикации: Леонид ФРИДКИН