Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Банки и расчеты
19.07.2016 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Где сложить токсичные активы АПК

В Беларуси появится механизм очистки балансов банков от «плохих долгов». В соответствии с Указом от 14.07.2016 № 268 «О создании и деятельности открытого акционерного общества «Агентство по управлению активами» проблемная задолженность банков по кредитам устойчиво неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций может передаваться специализированной структуре.

ОАО «Агентство по управлению активами» наделено полномочиями по предоставлению отсрочки (рассрочки) погашения основного долга по переданным ему кредитам. По мнению авторов Указа, реализация такого механизма позволит «расчистить» балансы кредитующих банков и высвободить источники для кредитования платежеспособных сельскохозяйственных организаций.

Восстановление платежеспособности организаций реального сектора экономики и снижение банковских рисков стало в последнее время одной  из самых актуальных задач вывода белорусской экономики из кризиса. Одним из направлений ее решения в мировой практике признается реструктуризация текущих обязательств, в т.ч. с использованием корпоративных и государственных ценных бумаг, а также путем передачи «токсичных активов» банков специализированной структуре. Создать ее МВФ рекомендовал белорусскому правительству еще в 2009–2011 гг. в своих докладах, составлявшихся в рамках постпрограммного мониторинга. Однако тогда власти пошли своим путем, создав Банк развития с несколько иными функциями. Теперь приходится выполнять рекомендации МВФ с 5-летним опозданием, хотя и частично. Пока агентство будет заниматься только долгами АПК, способствуя достижению целей недавно принятого Указа от 4.07.2016 № 253 «О мерах по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций». Но не исключено, что в дальнейшем сферу его деятельности придется расширять на другие отрасли, где также немало проблемных долгов.

В мировой практике существует много инструментов для решения подобных задач. Один из них – либерализация правил оценки кредитных рисков для банков, на чем настаивают и некоторые белорусские специалисты. Эти меры действительно позволяют переместить часть плохих кредитов в более высокую качественную категорию, чтобы снизить размер создаваемых резервов, сформированных под эти долги. Такие резервы под проблемную задолженность заемщиков уменьшают капитал банков, а значит, снижают их надежность и мешают привлекать ресурсы для рефинансирования. Дальнейшее увеличение кредитного портфеля может привести к большим списаниям долгов, на покрытие которых уходит вся прибыль банка.

Если кредит обеспечен, то банк, в случае его невозврата заемщиком, может реализовать залог с целью получения средств для погашения долга. Но нередко ликвидность залога в белорусских условиях представляется сомнительной, в т.ч. если речь идет об имуществе бюджето- и градообразующих промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Столь же сложно инициировать процедуру банкротства таких организаций. Невыгодна банкам и пролонгация кредитных договоров, даже если при этом увеличивается процентная ставка.

Другой вариант – выкуп проблемных активов у кредитных организаций, испытывающих финансовые трудности. Этим в мире занимаются специализированные структуры, на баланс которым переходят активы банков, вероятность возврата которых нулевая или близка к нулю. Обычно такая структура (bad bank – «плохой банк» или bridge-банк – переходный банк) является государственной. Она выкупает проблемные «токсичные» активы у банков и проводит работу по возвращению долгов. Такие операции позволяют расчистить банковские балансы и высвободить средства для кредитования.

Еще в 70-е годы XX века в ряде стран применялся механизм приобретения правительством проблемных кредитов. В 80-е в США появилась корпорация Resolution Trust Corporation, специализировавшаяся на продажах ссуд и обеспечения обанкротившихся сберегательных банков. Теперь в США действует программа TARP (Troubled Asset Relief Program), направленная на выкуп токсичных активов у банков и их перевод на балансы частно-государственных инвестиционных фондов. Этот механизм считается более эффективным, чем прямая докапитализация банков за счет частных инвесторов и государства.

В начале 90-х годов в Швеции путем национализации нескольких крупных банков создали структуру для аккумулирования «токсичных» активов, которая смогла возвратить почти 1/3 их балансовой стоимости. Но гораздо более известна программа выкупа «токсичных» активов в США в период кризиса 2009–2010 гг., когда на эти цели было направлено свыше 1 трлн. USD средств государства и ряда хеджевых фондов. Имеется подобный опыт в Казахстане. Там в 2008 г. был создан Фонд стрессовых активов, задача которого – улучшение качества кредитного портфеля казахских банков путем выкупа у них сомнительных активов.

Перенести этот опыт в Беларусь целиком сложно. Никто, кроме государства, не сможет взять на себя выкуп токсичных активов. Но для бюджета эта процедура также будет слишком затратной. Ведь в целом на 1 июля проблемная (пролонгированная и просроченная) задолженность клиентов и банков по кредитам и иным активным операциям составила 14,7 трлн. Br (до деноминации), а сумма проблемных кредитов АПК достигла 2,77 трлн, увеличившись с начала года почти в 2,7 раза. А помимо сельского хозяйства у нас имеются и другие отрасли и отдельные предприятия, где достаточно много «плохих» долгов, с которыми придется рано или поздно разбираться.

В отличие от зарубежной практики, у нас невозможно  определить рыночную стоимость «токсичных активов», застраховать операции с ними и захеджировать риски с помощью деривативов. Поэтому все риски и финансовую нагрузку придется разделить между собой банкам и государству. Отчасти такой подход уже закреплен в Указе № 253. В обмен на «токсичные» активы банки получат государственные ценные бумаги, что приведет к росту внутреннего долга страны. Но разбираться с ним придется гораздо позднее.

Материал подготовил Константин АЛЕХИН

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений