$

2.1222 руб.

2.4045 руб.

Р (100)

3.1867 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ГДЕ НАЧИНАЮТСЯ СВОБОДНЫЕ ЦЕНЫ

12.04.2011

Со вступлением в силу с 1 марта Указа от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» (далее — Указ № 72) был существенно сокращен перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые подлежат регулированию, и, что самое важное, была отменена обязанность составления экономического обоснования уровня применяемых цен и тарифов.

С принятием Указа № 72 цены, на первый взгляд, стали действительно свободными от излишней опеки государства. Однако все оказалось не так просто. До сих пор не признана утратившей силу Инструкция о порядке формирования и применения цен и тарифов, утв. постановлением Минэкономики от 10.09.2008 № 183 (далее — Инструкция № 183), содержащая ряд ограничений и требований, в т.ч. об обязанности составления экономических расчетов (производителям — калькуляции, импортерам — экономических обоснований). При этом некоторые чиновники и консультанты до сих пор утверждают, что субъекты предпринимательства, как и прежде, должны составлять такие расчеты и могут привлекаться к ответственности за их отсутствие, хотя это прямо противоречит положениям Указа № 72.

Еще одним примером попытки сохранить старый порядок является очередное письмо Минэкономики от 31.03.2011 № 12-01-09/2731 «О некоторых вопросах реализации товаров» (см. «ЭГ» № 26, с.1 Информбанка). В нем говорится, что оно принято во исполнение п. 8 Мероприятий по реализации положений Директивы № 4. Данный пункт указывает на необходимость сформировать правовую базу, стимулирующую развитие в Беларуси механизмов государственно-частного партнерства. Какое отношение к ГЧП имеет содержание данного письма остается лишь гадать.

Все понятно с первой частью письма, где говорится, что на товары (работы, услуги), не включенные в перечень, утвержденный Указом № 72, применяются свободные цены (тарифы), устанавливаемые субъектами предпринимательской деятельности самостоятельно. Но далее письмо требует от субъектов хозяйствования обосновывать целесообразность принятия решений о реализации товаров по ценам, определенным с учетом конъюнктуры рынка, в т.ч. ниже себестоимости (цен приобретения), соответствующей информацией: об этой сложившейся конъюнктуре, сравнительном анализе цен на аналоги, в т.ч. с использованием прайс-листов и других источников информации; оценке предлагаемых к реализации товаров, мероприятиях по снижению, финансовом состоянии организации, рентабельности продаж.

Поскольку письмо адресовано государственным органам (организациям), облисполкомам и Мингорисполкому, можно было бы предположить, что частного бизнеса оно не касается. Однако у чиновников названных органов может быть иное мнение. Ведь в письме не указано, что оно распространяется лишь на подведомственные структуры.

Впрочем, нельзя сказать, что письмо предусматривает какие-либо обязательные правила поведения для частных компаний, тем более что данный документ не является нормативным правовым актом. К тому же госорганы не вправе оценивать и требовать обоснования экономической целесообразности принимаемых частными лицами решений. Так, согласно ст. 1 Гражданского кодекса предпринимательская деятельность является самостоятельной деятельностью юридических и физических лиц, которая осуществляется ими от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность. Так что частные организации и граждане самостоятельно принимают решения в области предпринимательства и сами оценивают их экономическую целесообразность. Более того, согласно ст. 2 ГК вмешательство в частные дела не допускается, за исключением случаев, когда оно осуществляется на основании правовых норм в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц (принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела). Не вправе госорганы требовать от частников и предоставления информации, названной в письме, тем более там же говорится, что на товары (работы, услуги), не включенные в перечень, утвержденный Указом № 72, применяются свободные цены (тарифы), устанавливаемые субъектами хозяйствования самостоятельно.

Напомним, что установление порядка определения и применения цен (тарифов) в соответствии со ст. 8 Закона «О ценообразовании» является одним из способов регулирования цен (тарифов). Разумеется, свободные цены (тарифы) не могут регулироваться (на то они и свободные), в т.ч. и путем установления порядка их определения и применения. Именно с учетом этого обстоятельства был признан утратившим силу Указ Президента от 19.05.1999 № 285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь», а потому частные субъекты хозяйствования уже сейчас вправе не применять положения Инструкции № 183, отмена которой, кстати, была запланирована на I квартал т.г.

В заключение отмечу, что рассматриваемое письмо можно считать лишь рекомендательным. Ведь от применяемой ценовой политики напрямую зависят основные показатели их деятельности. Никто не отрицает, что цены нужно экономически обосновать, чтобы их завышение, занижение или другие ошибки не привели к убыткам. Но такая обязанность диктуется не административными методами, а самим рынком.

Юрий ВЕРЕМЕЙКО,
юрист