$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Компании и рынки

Где, кому и как можно работать ... и зарабатывать

23.02.2007

Рынок труда — живой механизм, находящийся в непрерывном движении. Появляются новые компании и виды деятельности, специалисты поднимаются по карьерным лестницам или меняют профиль деятельности. Можно ли выделить на белорусском рынке труда тенденции как таковые? Совпадают ли зарплатные ожидания специалистов и условия найма в компаниях? Кого очень хотят найти компании и не могут? Как строить свою карьеру «вновь испеченным» участникам рынка труда — выпускникам вузов?*

Тенденции

Некоторые тенденции очевидны. Например, продолжается рост заработных плат в секторе торгово-закупочных компаний. Такая ситуация имеет как положительную, так и отрицательную стороны. Рост благосостояния сотрудника — это очень хорошо, но вовсе не означает, что данный специалист вырос как профессионал. Компании часто «включают» повышение зарплат как мотивацию на удержание сотрудников, на которых велик спрос. Особенно это характерно для менеджеров по продаже. Что в итоге? Завышенная самооценка в отношении себя как специалиста. Наше агентство постоянно сталкивается с кандидатами, запросы которых по зарплате не соответствует их квалификации и опыту. Но рынок предлагает именно такую оплату труда и, согласитесь, было бы странно работать за меньшую.

Или, есть, например, такая хитрая должность, как «региональный представитель». Компания-производитель (например, российская) поставляет в нашу страну свою продукцию и продает ее через дистрибьютора (белорусскую фирму). Для представления интересов компании-производителя нанимается «региональный представитель». Его функциональные обязанности (а работает он, как правило, в режиме Home-office в удалении от головного офиса, скажем, на 700 км) зачастую сводятся к снятию складских остатков у дистрибьютора, помощи ему в продвижении продукции (маркетинг рынка), представлении отчетов. Зарплата такого сотрудника 800-1500 USD. Причем дополнительно оплачивается мобильный телефон и использование личного автомобиля. Как правило, размер такой компенсации составляет 150-200 USD. Наиболее удачливые работают «региональными представителями» сразу на парочку компаний.

Еще одна тенденция связана с развитием бизнеса и обострением конкуренции. На предприятиях вводятся международные требования к выпускаемой продукции. Все это сопровождается вводом в структуры новых, ранее не существовавших в коммерческих компаниях должностей. Например, замдиректора по качеству (специалист занимается разработкой и внедрением системы управления предприятием на базе системы менеджмента качества ИСО 9001-2001). Или рекрутер (специалист по найму персонала), тренинг-менеджер (проводит стандартные внутренние тренинги по продажам), начальник отдела анализа продаж (осуществляет многофакторный анализ и планирование по поставщикам, брэндам, ассортименту).

Остается тенденцией для большинства сотрудников коммерческих компаний частая смена мест работы. Причин тому множество. Например, ненормированный рабочий день, никак не отражающийся на дополнительном финансовом вознаграждении сотрудников, что больше похоже на проявление неуважения к личному времени сотрудника. Недовольство начальством или общей обстановкой в коллективе; нежелание работать за небольшую заработную плату без видимых перспектив; неудовлетворенное желание карьерного роста; необходимость заниматься не тем, что было обещано при найме.

Заработные платы в коммерческом секторе

Кто может быть удовлетворен своей зарплатой на сегодняшнем рынке труда? Руководство компаний обычно заинтересовано в том, чтобы как можно дольше удерживать сотрудников, занимающих ключевые позиции, поскольку от них существенно зависят результаты деятельности компании в целом. Соответственно, зарплаты руководителей среднего и высшего звеньев управления самые заманчивые (cм. таблицу 1).

Сотрудникам, относящимся к категории «специалист», следует учитывать, что вакансий для них много и поле деятельности для применения их опыта широкое. Например, практически все торговые компании имеют в своем штате одни и те же вакансии, могут только незначительно отличаться должностные обязанности (cм. таблицу 2).

Кого хотят компании и с трудом находят?

Бесспорно, актуальной остается потребность в специалистах в сфере транспорта и логистики. Дефицит их связан с тем, что бизнес-процессы становятся более цивилизованными, а компании стремятся к улучшению результатов своей деятельности за счет эффективного функционирования всех внутренних систем. Происходят качественные изменения, требующие повышения уровня квалификации всех сотрудников. При внедрении новых информационных систем, развитии складской и транспортной логистики необходим и достаточно высокий уровень подготовки персонала, который часто не успевает за происходящими изменениями. Логист должен иметь опыт работы с крупными объемами поставок, большим ассортиментным рядом, обширной географией поставщиков и клиентов. Все чаще от него требуется видеть и решать проблемы компании системно, с учетом перспектив ее развития. Опыт работы с ERP-системами (управление ресурсами предприятия) становится очень ценным багажом для логиста. Современный руководитель по логистике — это хорошо информированный и влиятельный специалист в компании.

Интересны рынку и маркетологи. Естественно, не самоучки, а с базовым маркетинговым образованием, хорошим знанием английского языка. Которые способны провести весь комплекс рыночных исследований и принимают самое непосредственное участие в формировании товарной, ценовой, сбытовой, рекламной и сервисной стратегии маркетинга предприятия.

Стабильно высок спрос на профессиональных финансовых директоров и финансовых менеджеров. Все больше компаний стремятся внедрить систему управления, соответствующую западным стандартам, построить структурированный бизнес. Поэтому одной из ключевых задач при централизации управления является создание структурированного финансового блока на уровне управляющей компании. К основным компетенциям финансового директора относятся: разработка и внедрение единой системы бюджетирования и планирования, внедрение системы управленческой и финансовой отчетности, в том числе по стандартам GAAP, взаимодействие с финансовыми институтами и осуществление кредитной политики.

Что делать молодым специалистам?

Несколько рекомендаций молодым людям, выходящим на рынок труда. Не пренебрегать полученным образованием, стараться трудоустроиться по специальности и почувствовать вкус или хотя бы «привкус» профессии (у кого как получится). Делать карьеру накопительным путем, где первый вклад — диплом. Обязательно следует дополнять базовое образование «технологическими» новинками. Для этого использовать курсы, стажировки, популярные книги — все, что может обогатить самой последней информацией по профессии.

Выходя из стен института, можно рассчитывать на заработную плату 200-500 USD. Конечно, фактор везения не исключается. На веб-сайтах иностранных компаний (например, Nestle, Procter@Gable, British American Tobacco) можно узнать, какие требования предъявляют транснациональные корпорации к новичкам. Отмечу лишь одно из условий: не прошел по показателям теста, претендовать на работу в компании можно не ранее, чем через год. Такие вот стандарты найма!

Наталья НАЙДЕНКОВА, директор кадрового агентства «КВАДРАТ»