$

2.1222 руб.

2.4045 руб.

Р (100)

3.1867 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Образование

Где доучиться после вуза?

02.04.2010

На рынке труда квалификационные требования к специалистам постоянно повышаются. Наниматели считают, что современный кандидат, особенно на управленческий пост, наряду с вузовским дипломом должен иметь системное базовое бизнес-образование и уметь постоянно обновлять свои знания. Что предлагает сегодня белорусский рынок бизнес-образовательных услуг?

Регулярные исследования этой сферы пока не проводятся, но, по оценкам профучастников, рынок бизнес-образования (БО) постоянно прибавляет за счет новых «игроков». «Интересна его инфраструктура, — говорит директор Центра системных бизнес-технологий SATIO, член Общественно- консультативного совета при администрации Президента Жанна Гринюк. — Наряду с устаревшими, но все еще востребованными образовательными продуктами постоянно появляются прогрессивные».

НАИБОЛЕЕ ПОПУЛЯРНЫ сейчас, по мнению эксперта, программы по совершенствованию работы отделов продаж и маркетинга, производственной логистике, управлению денежными потоками. В сфере финансовых программ, очень узкой в Беларуси, устойчив спрос на теорию и практику МСФО. Как рассказал «ЭГ» глава представительства компании «HOCK Training» в Минске Эдуард Пилькевич, еще в 2007 г. на рынке были представлены только международные англоязычные финансовые обучающие программы, однако со временем, когда стало ясно, что уровень знания иностранных языков в стране недостаточен, введен популярный сейчас курс «Деловой английский» для финансистов и бухгалтеров. В 2009 г. стартовала программа «Управление рисками», имеющая спрос в банковской сфере. Планируется начать реализацию проекта по обучению гостиничному бизнесу. Всего по учебным программам профессиональной сертификации в сфере бухгалтерского учета и финансов компанией HOCK Training подготовлено более 2,5 тыс. специалистов-профессионалов.

На мировом рынке услуг бизнес-образования наметились два главных тренда, характерных и для Беларуси. Во-первых — присоединение всех стран к международным образовательным конвенциям, формирование единых международных стандартов (понятий, инструментов, финансовых показателей и др.). «Законодателями мод» во многих областях БО, таких как маркетинг, менеджмент, финансы, являются Европа и США, а значит Беларусь, не имея собственного опыта, должна учитывать мировой, считает Ж.Гринюк, и, не нарушая прав интеллектуальной собственности, присоединиться к международным конвенциям.

Однако пока происходит по-иному. У нас, как и в других странах СНГ, особенно в России, распространяется огромное количество скопированных версий западных курсов, зачастую искаженных, без ссылок на авторство. Воровство интеллектуальной собственности стало нормой, причем крадут не только у западных авторов, но и у своих, отметила эксперт.

Одновременно в стране успешно работают бизнес-школы, заключившие соглашения о сотрудничестве с западными сертификационными группами, комиссиями, университетами и т.д., которые выдают дипломы, признаваемые за границей. Многие их выпускники рассчитывают на работу за пределами родины, поэтому очень важно ввести нострификацию дипломов, считает Ж.Гринюк, признать законную силу документов иностранных государств о бизнес-образовании, для того чтобы сократить утечку кадров.

Второй мировой тренд в сфере БО — корпоративное обучение — в Беларуси только начинает формироваться. Компаний, имеющих собственные службы управления кадровыми ресурсами и корпоративные институты, пока немного, чаще они прибегают к аутсорсингу бизнес-школ, работающих по адаптированным к нуждам предприятия программам. Развитие инфраструктуры БО, в т.ч. и формирование корпоративных институтов, по утверждению Ж.Гринюк, должно осуществляться на частно-государственной основе с учетом опыта частного сектора БО в сферах консалтинга и маркетинговых исследований, где он владеет современными практическими технологиями ведения бизнеса и методиками их внедрения на предприятиях, в т.ч. государственных. Целесообразно создавать мобильные консалтинговые и тренинговые группы, работающие по международным стандартам в кейсовом режиме.

Важно понимать, что при корпоративном обучении полагаться лишь на короткие бизнес-образовательные программы частных школ, очень популярные сейчас, нельзя. Краткосрочные курсы — это в первую очередь возможность пообщаться в профессиональном кругу и узнать новые тенденции, но не инструмент повышения квалификации, а тем более переподготовки кадров.

Затраты компаний на бизнес-образование постоянно увеличиваются. Но, повысив профессионализм одного-двух и даже группы работников, ситуацию на предприятии преломить невозможно, отмечает Ж.Гринюк, обучение должно проходить в канве корпоративных изменений. Еще важнее, чтобы в нем был заинтересован директор, понимающий, что подбор и переквалификация сотрудников — задача не отдела кадров, а высшего руководства.

ОСНОВНЫЕ сегменты рынка БО — это госвузы, которые обеспечивают свидетельство о переподготовке и повышении квалификации государственного образца, предлагают собственные программы бизнес-образования для работающих людей; программы МВА — ИПМ, бизнес-школа БГУ и SATIO; зарубежные системы сертификации специалистов, работающие с отечественными организациями по эксклюзивным соглашениям; короткие авторские курсы. Как отметила эксперт, сегодня именно в последнем сегменте «процветает» нарушение прав интеллектуальной собственности и недостоверная реклама.

Самым устойчивым и массовым сектором БО является государственная система повышения и переподготовки кадров. Нужно признать, что она лишена гибкости, оторвана от мировых стандартов, но реформировать ее очень сложно, т.к. управление рассредоточено между отраслевыми ведомствами. Так, Минтруда аттестовывает и оценивает кадры, Минобразования — предоставляет лицензии и контролирует качество услуг и т.д. Одновременно только в системе Минобразования работает более 300 учреждений и подразделений повышения квалификации и переподготовки, которые ежегодно выпускают более 600 тыс. слушателей. За 17 лет работы Института повышения квалификации при Минторге услугами воспользовалось свыше 35 тыс. руководителей и специалистов отрасли, более 1 тыс. прошли переподготовку и получили новую квалификацию. Однако в этой системе бизнес-образование пока не дифференцировано в отдельную подсистему, отметила Ж.Гринюк.

«Ценовая политика государственного сегмента негибка, стоимость учебного часа во всех вузах приблизительно одинакова и неизменна. В частных компаниях оплата зависит от расценок за час работы преподавателя и увеличивается в соответствии с его статусом на образовательном рынке, а также издержек на пребывание в стране (трансфер, проживание). Цена обучения по лицензионной западной программе включает стоимость ее сертификации. Гонорар эксперта мирового уровня у нас почти в два раза ниже, чем в Москве, — говорит генеральный директор бизнес-школы ИПМ Павел Голенченко. — Цены в этом сегменте снижаться не будут. Корректировки стоимости обучения в ИПМ коснулись преимущественно сектора работы с постоянными клиентами, им были предоставлены дополнительные услуги. Тем не менее, если раньше школа вела политику плавного повышения цен, то в кризисный период их «заморозили», ввели альтернативные способы оплаты: рассрочка, заключение договоров с банками на предоставление кредитов и др.». Спрос на основные продукты ИПМ поддержало введение дистанционного образования, что снизило плату за обучение по некоторым программам.

Образовательные структуры, работающие по лицензионным западным программам, аккредитованы и преподают по стандартам и учебным материалам западных партнеров, имеют право сертифицировать и экзаменовать студентов. Диплом после предварительного контроля качества подготовки со стороны зарубежной бизнес-образовательной структуры выдается, как правило, за пределами государства. Так работают программы REFA, NIMA (Нидерландский институт маркетинга), CIM, ОУ (Открытый Британский университет). В области маркетинга на территории Беларуси сертифицируются специалисты по двум международным стандартам: NIMA (обучение на русском языке по стандарту Европейской конфедерации маркетинга ECM) и CIM (англоязычная программа).

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ обучения, по мнению Ж.Гринюк, оценивается участниками рынка БО скудно или не оценивается вовсе, за исключением бизнес-школ, преподающих по западным образовательным программам, и МВА. Большинство коротких программ ориентировано не на результативность, а на удовлетворенность слушателя процессом обучения. «Анкетирование, — говорит руководитель отдела маркетинга и рекламы консалтинговой группы «Здесь и Сейчас» Андрей Кончик, — позволяет нам лишь корректировать свои требования к преподавателям и содержанию программ. Наиболее результативным способом обратной связи является контроль количества и качества внедренных после обучения изменений, реализованных проектов в оценке руководителей и топ-менеджмента предприятий».

Одной из задач, которые необходимо решать в сфере БО наряду с формированием частно-государственного партнерства, является создание национальной ассоциации бизнес-тренеров и консультантов, призванной поднять ответственность участников рынка и разработать необходимые стандарты-требования к должностям. Тогда наниматель, в т.ч. и государство, сможет подбирать на руководящие посты специалистов-практиков высокого уровня. Увольнять опытных управленцев не стоит, считает Ж.Гринюк, следует использовать их знания и навыки. При этом важно структурировать свои требования к ним, предоставить свободу для принятия самостоятельных решений.

Елена ПЕТРОШЕВИЧ