$

2.1058 руб.

2.4041 руб.

Р (100)

3.1947 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проекты

ГЧП нужна политическая воля

11.05.2010

Пока в обществе спорят о том, каким должен быть нормативный правовой акт о государственно-частном партнерстве (ГЧП), некоторые инструменты такого взаимодействия, детально прописанные в отечественном законодательстве, остаются незадействованными.

Толчком для дискуссии на ряде конференций, прошедших недавно в Минске, стало намерение заполнить брешь отечественного законодательства, которое не содержит определения «государственно-частное партнерство». По поручению правительства к разработке соответствующего законопроекта приступили в НИЭИ Минэкономики. Свой проект декрета предложила Белорусская научно-промышленная ассоциация.

Предполагается, что ГЧП, широко практикуемое в мире и известное как Public Private Partnership (РРР), позволит стране привлечь частные инвестиции в сферы, которые до сих пор для бизнесменов были недоступны. Речь прежде всего идет об инфраструктурных проектах энергетики, коммунального, дорожного хозяйства, объектах социального обеспечения. Такое направление ГЧП как своеобразная форма разгосударствления получило развитие в странах с рыночной экономикой, где доля государства в экономике куда меньше, чем у нас.

Понятие ГЧП представлено как минимум двумя уровнями. Первый подразумевает формирование максимально благоприятного бизнес-климата. Второй — более узкий — определяет роль государства как партнера по бизнесу, передающего часть принадлежащих ему активов в управление частным инвесторам, заказчика различных товаров, работ и услуг. Первый формат развивался по мере становления на Западе гражданского общества. Второй, сугубо экономический аспект, в ряде стран обрел дополнительное обоснование и законодательное оформление. Сегодня именно он представляет собой понимание ГЧП (PPP) в капиталистическом мире.

Например, в Великобритании осознание необходимости максимально широко привлечь частный капитал в сферы доминирования госсектора пришло во времена Маргарет Тэтчер, а в полной мере было реализовано при Джоне Мэйджоре. С 1992 г. в стране реализовано около 700 проектов ГЧП на сумму порядка 50 млрд. фунтов стерлингов, в т.ч. связанных не только с дорожной инфраструктурой, образованием, медициной, но и с правоохранительной системой и обороной.

Одной из основных форм ГЧП стало перераспределение госзаказа от госпредприятий, требовавших предоплату, к частным компаниям, с которыми можно рассчитываться по факту выполнения работы. Это позволило оптимизировать расходы казны. В итоге случаи несоблюдения первоначальной сметы и срыв сроков исполнения работ сократился примерно с 70% до 20%.

В НАСТОЯЩИЙ момент развитие института ГЧП активно стимулируют объективные сложности стран в бюджетном финансировании инфраструктурных проектов. Например, в США только в автодорожном хозяйстве дефицит средств оценивается в 40 млрд. USD ежегодно. В ЕС, по оценке Еврокомиссии, в течение ближайших 20 лет потребность в инвестициях в энергетику составит около 1,2 трлн. USD. В Юго-Восточной Азии общая инвестиционная емкость отраслей инфраструктуры (за исключением дорожного хозяйства) оценена в 165 млрд. USD. Ни развитые, ни развивающиеся страны не способны удовлетворить данный инвестиционный спрос только за счет госбюджета. Остается активней привлекать частный капитал.

Сколько надо на реализацию белорусских инфраструктурных проектов, пока комплексно не подсчитано. Соответствующие расходные статьи республиканского и местных бюджетов скорее отражают не потребность, а фактическую возможность казны. Между тем нарекания на недостаточное финансирование во многих министерствах и ведомствах давно уже стали привычными. Дефицит ресурсов есть, и, очевидно, значительный. К тому же инфраструктурные проекты оплачивают все без исключения белорусы в виде собранных с них налогов, а также субъекты хозяйствования, конкурентоспособность которых снижает высокая налоговая нагрузка. Необходимость Беларуси интегрироваться в мировую экономику в условиях жесткой конкуренции предельно обостряет актуальность привлечения частных инвестиций.

НЕСМОТРЯ на отсутствие определения ГЧП, в отечественном законодательстве подробно прописаны различные инструменты его реализации. Например, концессиям — одному из наиболее популярных в мире форматов ГЧП — в Инвестиционном кодексе посвящен целый раздел. Однако широкого распространения они в республике не получили. До сих пор была сделана лишь одна попытка привлечь инвестиции для концессионной разработки четырех месторождений полезных ископаемых, но и та безрезультатная.

Длительное время судьбу концессий повторяли инвестиционные договоры, также предусмотренные Инвестиционным кодексом. Лишь в последние годы, особенно после принятия Декрета от 6.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь», этот инструмент начали использовать активней.

Распространен у нас такой механизм ГЧП, как государственные закупки. Правда, у частного бизнеса все еще много нареканий относительно их проведения: громоздки процедуры, высоки расходы по участию в них, кроме того, в силу различных причин при определении поставщиков предпочтение отдается госпредприятиям. А выделение 10% госзаказа субъектам малого и среднего предпринимательства пока остается мечтой.

Зато государственно-частных юридических лиц у нас даже избыток. Если на Западе бюджетный и частный капитал объединяются нечасто — для реализации отдельных социально значимых проектов, то в Беларуси изобилие юрлиц с долей государства в уставном фонде — это скорее результат недоприватизации и желания властей контролировать деятельность предприятий.

Примерно то же самое можно сказать и об аренде помещений, находящихся в госсобственности. У нас ее вряд ли можно отнести к форме партнерства, скорее к инструментам наполнения бюджета, а заодно и к источникам существования многих госпредприятий.

Еще одним из форматов ГЧП иногда считается финансирование банками госпрограмм. По мнению некоторых специалистов, это полезный опыт, несмотря на упреки международных структур в излишнем субсидировании белорусской экономики.

СЕГОДНЯ мнение научной и бизнес-общественности о необходимости принятия в Беларуси специального законодательного акта о ГЧП неоднозначно. С одной стороны, он мало что добавит к уже существующим нормам. С другой — во многих странах отсутствие специального законодательства не мешает государству и частному бизнесу кооперироваться. Так, управляющий партнер литовской юридической компании Sutkiene, Pilkauskas & Partners Евгения Суткене на недавнем семинаре в БелТПП рассказала, что в ЕС нет специальных директив по ГЧП. Правда, заметим, что с 1992 г. в Евросоюзе действует директива 92/50/EEC, регламентирующая предоставление контрактов частным компаниям в сфере общественных услуг, а в 1993 г. приняты еще три директивы 93/36/EEC, 93/37/EEC, 93/38/EEC, обеспечивающие частному бизнесу доступ к некоторым отраслям, составлявшим госмонополию. Декларативные нормы по ГЧП закреплены в резолюции Европейского парламента «Green рapper» (зеленая бумага), принятой в 2004 г. Многие также руководствуются рекомендациями МВФ от 2004 г.

Специальных актов нет и в национальном законодательстве большинства стран объединенной Европы. Зато имеется, как подчеркнула Е.Суткене, политическая воля центральных и муниципальных властей. К примеру, стремление мэрии Друскининкая привлекать частный капитал в инфраструктурные проекты позволило возродить курортный центр, пришедший в упадок после развала СССР. В 2006 г. город был признан самым быстро развивающимся в ЕС.

ПОКА в Беларуси спорят о возможной форме нормативного акта о ГЧП. За принятие закона выступает Минэкономики, планируя представить проект рамочного документа до конца года. Правда, пока его рассмотрит и примет парламент, может пройти до двух лет. Поэтому в решении этого важного стратегического вопроса необходимо руководствоваться принципом «здесь и сейчас», а реализовать его можно только указом или декретом, заявил директор Центра системного анализа и стратегических исследований НАН Беларуси Георгий Гриц на Республиканском совете директоров БНПА.

Кроме того, по его мнению, запланированный к созданию координационный центр ГЧП должен управляться не чиновниками, а бизнес-союзами и объединениями, что соответствует принципу трехуровневого принятия решений о привлечении инвестиций Декрета № 10. Возможно, это развернет инвестиционную политику республики в сторону национального бизнеса. Пока правительство и местные власти в большей степени сосредоточились на привлечении зарубежного капитала. «У меня такое предчувствие, что через 10–15 лет отечественный бизнес, по крайней мере на инфраструктурных крупных объектах, будет белорусским только по своему территориальному расположению, но национального бизнеса там не будет как такового», — опасается Г.Гриц.

Чтобы у белорусских предпринимателей оставался шанс получить долю в ведущих предприятиях республики, им нужен не только стартовый капитал. Гораздо важнее политическая воля.

Александр ГЕРАСИМЕНКО