$

2.0989 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1982 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ГАЗООБРАЗНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ©

27.04.2012

Появление постановления Минэкономики от 11.04.2012 № 31 «О внесении изменения в постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 28 декабря 2011 г. № 207», которым с 18 апреля отменяется установление фиксированной цены поставок ОАО «Белтрансгаз» газа (2 311 790 Br за 1 тыс. м 3) для юрлиц, индивидуальных предпринимателей (за исключением газоснабжающих организаций, входящих в состав ГПО «Белтопгаз»), странным образом совпало с очередным витком борьбы в России за повышение внутренних цен на газ.

В официальном комментарии министерства говорится, что постановление принято «с целью систематизации и упорядочения расчетов за природный газ, поставляемый в Республику Беларусь ОАО «Газпром» и реализуемый ОАО «Белтрансгаз» юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям». В «Белтрансгазе» отказались комментировать ситуацию, заявив, что не видят в этом необходимости, а договорные цены являются коммерческой тайной. С этим можно было бы согласиться и даже порадоваться очередной либерализации ценообразования. Если бы не ряд нюансов.

Во-первых, Указом 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» по-прежнему предусматривается обязанность правительства регулировать цены в газоснабжении, а Минэкономики — на газ природный и сжиженный. Кроме того, речь идет о компании, занимающей явно доминирующее положение на газовом рынке республики. А потому отечественным антимонопольным органам в соответствии с законодательством следовало бы признать этот факт и принять соответствующие меры, включая контроль за уровнем цен и иными показателями. В противном случае может возникнуть мысль о том, что обещания поднять эффективность антимонопольного регулирования в нашей стране носят лишь риторический характер или же это регулирование будет применяться весьма избирательно.

Во-вторых, согласно межправительственному соглашению цены на российский газ для Беларуси в 2012 г. должны составить 165,8 USD за 1 тыс. м3, что существенно ниже, чем прошлогодние 261,1 USD. Несмотря на это, первый вице-премьер правительства РБ Владимир Семашко признал, что правительство не намерено снижать внутренние цены на газ для отечественных промпотребителей, а ограничится предоставлением льгот ограниченному кругу наиболее энергоемких предприятий. Поэтому общая цена газа для промпотребителей, как и в 2011 г., составляет порядка 275 USD за 1 тыс. м3, а, например, для ОАО «Гродно Азот» — 218 USD, для «Белэнерго» — 245 USD. Таким образом, основная масса белорусских предприятий ничего не получила от снижения «входной» цены на газ, которое, как заявляли власти, благотворно повлияет на конкурентоспособность отечественной продукции. Видимо, в этом влиянии, по мнению наших чиновников, нуждаются лишь некоторые, а остальные то ли обойдутся, то ли им уже ничто не поможет.

Результат появился незамедлительно: по данным Белстата, внутриреспубликанская просроченная задолженность за газ на 1 марта 2012 г. достигла 1 119,8 млрд. Br, увеличившись с начала года на 75,8%, в т.ч. за февраль — на 66,7%.

Промашка с конкурентоспособностью становится очевидной и по ряду других причин. Наши вожделенно низкие цены на газ не идут ни в какое сравнение с американскими. Так, в день принятия постановления № 31 цена на природный газ на Нью-Йоркской бирже упала до 70,3 USD за 1 тыс. м3 — самой низкой за последние 10 лет. Главная причина этого — бум добычи сланцевого газа. Объем предложения «голубого топлива» в США сейчас на 61% выше, чем в среднем за последние пять лет. Неудивительно, что многие европейские страны стремятся развивать добычу сланцевого газа, чтобы снизить цены и избавиться от зависимости от российской монополии, которая отнюдь не ограничивается сферой экономики. А пока идет разведка и пробное бурение, европейцы пытаются ограничить аппетиты «Газпрома» с помощью альтернативных поставок сжиженного газа, судебных исков и мер антимонопольного регулирования.

В-третьих, межправительственное соглашение предусматривает, что цены на газ для Беларуси в 2013 и 2014 гг. составят 166 и 178 USD за 1 тыс. м3 соответственно, а в дальнейшем также будут придерживаться внутрироссийского уровня (с учетом транспортировки и хранения и инфляции). Однако внутренние цены на газ растут в самой России. С 1 июля они должны повыситься на 15%, но «Газпрому» этого мало. Концерн обратился к правительству РФ с просьбой поднять с IV квартала цены для промпотребителей еще на 26,3%, чтобы компенсировать повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) (его ставка увеличена с прошлогодних 237 RUB. за тыс. куб. м до 509 RUB в 2012 г., затем в 2013–2014 гг. поднимется до 582 и 622 RUB). Такое повышение НДПИ обойдется «Газпрому» в течение трех лет в 440 млрд. RUB. Поэтому компания добивается повышения внутренних цен, чтобы сохранить прежний уровень доходов, ссылаясь на то, что нынешние тарифы «не позволяет формировать источники для обеспечения надежного развития газовой отрасли России».

Впрочем, монополисту прибедняться не к лицу: правление «Газпрома» недавно одобрило предложение о выплате дивидендов за 2011 г. в размере 212,5 млрд. RUB (почти в 1,5 раза больше, чем концерну обошлась покупка «Белтрансгаза»), направив на это около 24% чистой прибыли, достигшей в прошлом году 880 млрд. — в 2 с лишним раза больше, чем в 2010-м. По оценкам аналитиков, благоприятная конъюнктура газового рынка позволяет акционерам «Газпрома» рассчитывать на хорошие выплаты и в 2013 г. По-видимому, этому поспособствует свободное ценообразование в Беларуси, раз уж в России цены на газ остаются под контролем государства.

Вадим ЛЕБЕДЕВ