$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Энергетика

ГАРАНТИЯ ТЕПЛА©

31.10.2014

 

В Беларуси наступающие холода проэкзаменуют на надежность и эффективность жилищно-коммунальное хозяйство. Наиболее важным направлением его деятельности в осенне-зимний период является теплообеспечение населения. Обозреватель «ЭГ» проанализировал готовность отечественной системы ЖКХ к рациональному использованию топливно-энергетических ресурсов.

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ нужды отечественного ЖКХ составляют порядка 2,3 млн. т у.т., или 8,0% от общереспубликанского потребления ТЭР. Из них около 22% «съедают» водопроводно-канализационное хозяйство, наружное освещение, оборудование жилфонда и производственных подразделений. Остальные 78% энергозатрат приходятся на теплоэнергетику. В 2013 г., например, на ее нужды было направлено 1791,1 тыс. т у.т. энергоресурсов.

Из 135 организаций, оказывающих в настоящее время услуги теплоснабжения в системе ЖКХ, 7% — специализированные, остальные 93% комплексные, т.е. предоставляют разные виды услуг. Если первые осуществляют деятельность в крупных городах, то вторые — главным образом в райцентрах. На собственных энергоисточниках они производят 10,1 млн. Гкал теплоэнергии, но этот объем составляет менее 40% от потребности. Недостающее количество производится энергоисточниками предприятий ГПО «Белэнерго», других ведомств, которое реализуется коммунальщикам, а через них — конечным потребителям.

ПОДХОДЫ к состоянию и повышению эффективности теплоэнергетики сформулированы в Программе развития жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь до 2015 г., утв. постановлением Совмина от 8.02.2013 № 97 (далее — Программа ЖКХ). Они предусматривают, в частности, реализацию организационно-технических мероприятий и оптимизацию работы оборудования в области теплоснабжения: ввод в эксплуатацию электрогенерирующего оборудования на основе паротурбинных и газопоршневых установок, замену котлов с низким коэффициентом полезного действия на более эффективные, автоматизацию процессов горения топлива в котлоагрегатах, увеличение использования местных видов топлива и снижение потребления газа, внедрение частотно-регулируемых электроприводов на механизмах с переменной нагрузкой (сетевые теплофикационные насосы, тягодутьевые механизмы котлов), децентрализацию систем теплоснабжения с ликвидацией длинных и незагруженных теплотрасс и установкой локальных теплоисточников, замену теплотрасс с применением предварительно изолированных трубопроводов и т.д.

Этот документ служит основой для составления ежегодных программ энергосбережения в отрасли, включающих ряд заданий, в том числе по замене тепловых сетей, вводу энергогенерирующих мощностей на местных видах топлива, сокращению потерь тепловой энергии на ее транспортировку. При плане ежегодной экономии ТЭР в 6,5% коммунальщики в последние три года перевыполняли его, достигая в реальности экономии энергоресурсов в 2011 г. 13%, 2012 г. — 7%, в 2013 г. — 9%. В прошлом году, например, в отрасли было сэкономлено 189,3 тыс. т у.т. В Минжилкомхозе проанализировали вклад в этот показатель различных энергосберегающих мероприятий, в результате чего была установлена высокая значимость мер, принимаемых по повышению эффективности теплоэнергетики.

ДАННЫЕ меры требуют немалых средств. В Минжилкомхозе определили по данным 2013 г. размер удельных затрат на экономию 1 т у.т. по различным энергосберегающим мероприятиям. Было установлено, например, что наиболее дешево обходятся внедрение частотно-регулируемых приводов, замена теплообменников и насосов. Удельные финансовые расходы по ним составили 2,9 млн. Br/1 т у.т., 3,8 млн. и 4,4 млн. Br/1 т у.т. соответственно. Дороже обходились оптимизация теплоснабжения и замена котлов — 7 млн. и 8,4 млн. Br/1 т у.т. Но самым затратным мероприятием в теплоэнергетике была замена тепловых сетей — 12,2 млн. Br/1 т у.т.

Впрочем, исключить либо отсрочить последнее мероприятие вряд ли получится. В настоящее время на обслуживании организаций ЖКХ находится порядка 16,1 тыс. км тепловых сетей, по которым транспортируется около 26,4 млн. Гкал тепловой энергии. Начиная с 2007 г. достигнут нормативный уровень их замены — в год не менее 4% от протяженности. При этом эффект от реализации данного мероприятия является существенным. В прошлом году, например, обновление теплотрасс было рекордным — 838,8 км, что составило 5,2% от протяженности. В результате потери в отрасли тепловой энергии собственного производства снизились по сравнению с 2012 г. на 192 тыс. Гкал, привлеченного тепла — на 221 тыс. Гкал.

Вместе с тем, несмотря на позитивную динамику экономии, уровень потерь все еще остается высоким, особенно при транспортировке энергии по собственным сетям ЖКХ, где по итогам 2013 г. около 16,2% тепла безвозвратно терялось на пути от котельных к потребителям. При этом остается острой проблема изношенности сети — срок службы 30% труб превышает нормативный. Поэтому правительство постановлением от 16.05.2014 № 463 поручило обеспечить в текущем году в системе ЖКХ снижение расхода тепловой энергии на ее транспортировку в сетях до 15% путем замены еще 764,5 км теплотрассы. В Минжилкомхозе обещают это задание выполнить, сентябрьские данные, согласно которым уже обновлено порядка 80% труб установленной протяженности, дают основание верить чиновникам.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ теплоэнергетики ЖКХ во многом зависит и от состояния котельного хозяйства. В нем на 1.01.2014 г. — 3691 котельная, 77,5% которых маломощные, до 3 Гкал/час. Политика модернизации этого хозяйства преследует две цели, одна из которых — замена неэкономичных газовых котлов на оборудование с высоким КПД. Например, в 2011–2013 гг. такая замена 81 котлов, работающих на природном газе, позволила снизить на 0,7 кг у.т. его удельный расход на выработку 1 Гкал. Постановлением № 463 организациям поручено принять меры по завершению в 2014 г. работ по оптимизации режимов, а также состава основного и вспомогательного оборудования котельных, имеющих повышенный расход топлива и электрической энергии, на отпущенную тепловую энергию. Это задание затрагивает 37 котельных всех областей, что позволит достичь удельного расхода природного газа менее 159,6 кг у.т./Гкал.

Второе направление модернизации котельного хозяйства преследует диверсификацию первичных энергоресурсов — снижение импорта природного газа для ЖКХ путем замещения его местными видами топлива (МВТ), в т.ч. возобновляемыми. В период 2011–2013 гг. в отрасли число котельных на МВТ выросло на 9,5%, до 2786. В результате доля древесных отходов, щепы, дров, торфа в котельно-печном топливе (КПТ) в системе ЖКХ достигла 36,8%.

Этот курс, как сообщили в Минжилкомхозе, реализуется в текущем году и будет продолжен в следующем. По итогам пятилетки в соответствии с заданием Программы ЖКХ доля МВТ в КТП вырастет, как ожидается, до 54,5%.

Михал СТЕЛЬМАК