Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №29(2723) от 16.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2754
EUR:
3.4819
RUB:
3.4846
Золото:
246.86
Серебро:
2.99
Платина:
102.46
Палладий:
108.04
Назад
Финансы
16.03.2004 14 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Гарантирование вкладов

проблема требует скорейшего решения...
проблема требует скорейшего решения

В конце минувшего года президент России подписал Закон о страховании банковских вкладов. Созданием системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках многолетние споры вокруг вопроса о необходимости и формах гарантирования вкладов в России закончились. Данное событие является хорошим поводом вспомнить судьбу аналогичного белорусского законопроекта.

Год назад рабочая группа при комиссии по денежно-кредитной политике и банковской деятельности Палаты представителей Национального собрания Беларуси завершила подготовку проекта Закона "О возмещении банковских вкладов физических лиц". В соответствии с проектом предусматривалось создание Резервной корпорации возмещения банковских вкладов. В случае отзыва у банка лицензии на привлечение во вклады средств физических лиц именно Корпорация станет осуществлять выплату компенсаций. Предполагалось, что участие в Корпорации будет обязательным для всех банков, в том числе и для АСБ "Беларусбанк" и Белагропромбанка, пользующихся в настоящее время полными государственными гарантиями по всем видам вкладов и не уплачивающих взносы в гарантийный фонд, созданный при Нацбанке. Резерв Корпорации, из которого и станут осуществляться выплаты, будет формироваться за счет ежеквартальных взносов банков, составляющих 0,3% от суммы привлеченных вкладов физлиц. Государство возьмет на себя содержание аппарата Корпорации -- ее учредителями станут Совмин и Нацбанк, которые и внесут первоначальные взносы. Помимо этого, при нехватке средств Корпорации на выплату предусмотренных компенсаций, законопроект обещал финансовую поддержку государства в виде бюджетных займов. Их сумма должна ежегодно предусматриваться в законе о бюджете.

По сравнению с действующими нормативными документами Нацбанка, гарантирующими вкладчику возврат вклада в размере максимум 1 тыс. USD, законопроект увеличивал максимальный размер компенсируемой суммы. Предполагалось, что вклады в эквиваленте до 2 тыс. USD будут возмещаться Корпорацией полностью; вклады от 2 до 5 тысяч -- на 80%. Таким образом, максимальная сумма возмещения по вкладам одного лица в одном банке составила бы 4400 USD.

Однако пока проект не нашел поддержки в некоторых госорганах, в т.ч. в Минфине, и был отправлен на доработку. Принятие его, таким образом, вновь отложено на неопределенный срок.

Время не ждет

Между тем необходимость скорейшего принятия закона о гарантировании вкладов очевидна. Системы государственного гарантирования вкладов в различных вариациях созданы в большинстве стран мира. Помимо своей основной задачи -- минимизации потерь банковских вкладов, они способствуют и решению ряда других задач -- как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровнях. Наличие системы гарантирования стимулирует население к размещению сбережений в банках, поскольку позволяет убедить граждан в защищенности их вкладов. Сопутствующим фактором при этом является решение проблемы формирования ресурсной базы банков. Рост вкладов, особенно долгосрочных, способствует стабилизации денежного обращения в стране, поскольку уменьшает налично-денежный оборот, снижает нагрузку на валютный рынок.

Все эти проблемы актуальны и в Беларуси. Если в других государствах используются различные источники внутренних инвестиций, в том числе и рынок ценных бумаг, то у нас, в силу их малоразвитости, особое значение приобретают именно сбережения населения, мобилизуемые через финансовые учреждения. В настоящее время доля сбережений населения в ресурсной базе белорусских банков все еще очень мала. После ряда банкротств доверие населения к размещению средств в банках снизилось. Избежать массового оттока вкладов частично помогло введение Декретом Президента от 20.04.98г. N 4 государственных гарантий сохранности вкладов физических лиц в иностранной валюте в уполномоченных банках. И хотя последние два года наблюдается устойчивая тенденция роста депозитов физических лиц в банках, тем не менее, по различным оценкам, до сих пор на руках у населения остается 3--4 млрд. USD.

Между тем нельзя говорить о том, что система гарантирования в Беларуси появится только с принятием закона. Однако, как показала практика, действующая белорусская система гарантирования оказалась неэффективной. На то существует несколько причин, главная из которых -- отсутствие четкой законодательной основы для возмещения вкладов населения. Вопросы компенсации вкладов на сегодняшний день решаются различными по правовой силе нормативными актами, основными из которых являются акты Нацбанка.

Отсутствие отлаженного законодательного механизма компенсации вкладов и четко закрепленных источников финансирования для этого влечет за собой применение различных, не всегда действенных, схем при банкротстве банков и значительную неопределенность при осуществлении выплат, что в конечном итоге подрывает авторитет как банковской системы, так и контролирующих органов.

Другой проблемой, обусловленной указанными выше факторами, является функционирование фактически нескольких подсистем гарантирования для разных банков. Согласно ст.121 Банковского кодекса государство гарантирует возврат вкладов как в национальной, так и в иностранной валютах в созданных им банках, а также в банках, в уставном фонде которых государству принадлежит более 50% голосующих акций. К таким относятся АСБ "Беларусбанк" и ОАО "Белагропромбанк". В случае их возможного банкротства предполагается, что все вклады физических лиц будут компенсированы государством в полном объеме. Согласно постановлению правления Нацбанка от 2001-08-30г. N 224 данные банки освобождены от обязанности перечисления средств в гарантийный фонд.

Вторую группу составляют банки, в которых государство в силу Декрета N 4 гарантирует в полном объеме вклады в иностранной валюте. Это -- Белпромстройбанк, Белвнешэкономбанк, Приорбанк, Белинвестбанк. Эти банки, в отличие от банков первой группы, перечисляют ежемесячные взносы в размере 0,1% от объема привлеченных средств физических лиц в гарантийный фонд.

К третьей подсистеме относятся все остальные банки, имеющие лицензию на привлечение во вклады средств физических лиц. В случае банкротства такого банка вклады граждан будут компенсироваться гарантийным фондом. При этом максимальная сумма вклада, возврат которой гарантируется фондом, составляет в эквиваленте не более 1 тыс. USD.

Главная проблема заключается в отсутствии реального механизма компенсации при банкротстве банков. Предполагается, что выплаты вкладчикам будут осуществлены за счет средств гарантийного фонда, а при их недостаточности -- за счет бюджетных средств. Однако очевидно, что средств фонда в случае банкротства банка с большим объемом вкладов не хватит (что подтверждает и тот факт, что за все годы его функционирования средства фонда так ни разу не были задействованы), в утверждаемых же годовых бюджетах нет никаких упоминаний о возможности хотя бы предоставления бюджетных займов. Примером несовершенства действующей национальной системы наглядно выступает организация выплат вкладчикам обанкротившегося банка "БелБалтия", где объем вкладов населения превысил 16 млн. USD, а для разработки механизма компенсации за счет бюджетных средств потребовалось принятие решений на уровне Президента.

Зарубежный опыт

В связи со всеми этими проблемами интерес вызывает зарубежный опыт создания и функционирования систем гарантирования вкладов. В настоящее время в мире не существует единой универсальной схемы страхования депозитов, поскольку различны банковские системы разных стран. Основные различия в системах гарантирования вкладов касаются, во-первых, организационной структуры гарантийных фондов (кому принадлежат и кем управляются данные фонды) и, во-вторых, их функций (осуществляют ли они только возмещение вкладов или выполняют и иные функции, в первую очередь -- надзорного характера).

Все разнообразие систем гарантирования, существующих в настоящее время, можно свести к трем основным моделям. Первая -- система т.н. "неявно выраженных гарантий" -- распространена в основном в развивающихся странах, где сильна зависимость банков от государства. Суть ее заключается в том, что гарантии не имеют четкой законодательной основы, а вытекают из практики прошлых лет, когда государство выступало гарантом вкладов в банках. Характерными чертами такой системы являются отсутствие как специального закона в виде юридического обязательства по сохранности банковских вкладов, так и полноценных гарантийных фондов. Недостатки подобной системы очевидны. Отсутствие правил, регламентирующих лимиты возмещения и правила компенсации, дают возможность государству в случае банкротства банка действовать по собственному усмотрению. Более того, государство зачастую вовсе не допускает банкротства банков, поскольку возмещение выплачивается за счет государственных резервов.

В отличие от этой модели система, действовавшая повсеместно в европейских государствах до 1994г. и функционирующая и сегодня в некоторых странах (например, в Швейцарии), предполагает наличие специального гарантийного фонда, формируемого за счет добровольного финансового участия банков. Такая модель системы солидарной ответственности возникает, как правило, на базе профессиональных банковских союзов и может существовать в двух вариациях: либо компенсация вкладов осуществляется за счет взносов участников, уплачиваемых только после факта банкротства банка, либо взносы банков уплачиваются заранее. Государство в такой системе гарантирования вкладов практически не участвует, фонды управляются самими банками. Проблемой подобного механизма является то, что он действенен лишь до тех пор, пока компенсируются вклады небольших банков. Поэтому в мае 1994г. в ЕС была принята директива, вменяющая в обязанность государствам-членам создать национальные системы гарантирования вкладов под управлением государства и обеспечить обязательное участие в них всех банков. Подобные же рекомендации были высказаны МВФ и всем остальным государствам.

Эти меры способствовали сближению мировых систем гарантирования вкладов и формированию единой модели по примеру США. Суть самой распространенной в настоящее время схемы гарантирования вкладов такова. В стране создается гарантийный фонд, управляемый государством. Участие в нем банков является обязательным. Фонд или корпорация финансируется за счет регулярных взносов банков, которые, как правило, корректируются с учетом рисков, присущих деятельности того или иного кредитного учреждения. При нехватке средств фонда для выплаты компенсаций государство посредством бюджетных займов оказывает ему финансовую поддержку. Функции таких фондов в различных государствах могут отличаться. Если в одних странах задача фонда заключается исключительно в выплате возмещения вкладчикам, то в других осуществляется весь комплекс мероприятий по восстановлению платежеспособности банка: принимаются на себя функции временного управляющего, банку оказывают финансовую поддержку и т.д. Иногда фонды наделяются законодательными и надзорными функциями в отношении участвующих в них банков.

Сегодня система гарантирования вкладов является необходимой составной частью финансовой системы любой страны. По данным исследования, проведенного МВФ в 1999г. в 60 странах, системы гарантирования действуют уже в 95% обследованных стран (в 1995г. -- лишь в 55%). В 87% стран участие банков в системах гарантирования вкладов было обязательным (65% в 1995г.).

Полагаем, что создание у нас четко кодифицированной системы гарантирования банковских вкладов по примеру стран ЕС способствовало бы решению многих задач, стоящих перед банковской системой.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by