$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Гарантии возрастают

27.01.2009

   С 16 января вступила в силу новая редакция Закона «О защите прав потребителей». Какие инструменты в борьбе за свои права дает она им?

   На днях в Китае оглашен смертный приговор менеджерам компании по производству детского питания, которая ради дополнительной прибыли добавляла в продукцию вещество, повлекшее заболевания и гибель детей. Выступая на пресс-конференции по поводу новой редакции нашего Закона, начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства торговли Ирина БАРЫШНИКОВА подчеркнула, что попадание на прилавки магазинов РБ товаров вроде отравленного импортного питания — нонсенс. В РБ работает жесткая государственная система обеспечения качества продукции, в т.ч. и детского питания, в основе которой — гигиеническая регламентация и сертификация. За четким механизмом ее исполнения следят уполномоченные на то органы. Если товар небезопасен, он попросту не попадает на рынок. Поставщиков некачественного товара к ответственности привлекают органы Минздрава и Госстандарта. Так что для защиты прав и жизни белорусских потребителей чрезвычайных китайских мер не потребуется.

   Новая редакция Закона «О защите прав потребителей» существенно корректирует правила игры на потребительском рынке. Она более четко определяет границы полномочий потребителей, расширяет количество игроков правового поля потребительских отношений. В новой редакции действие Закона распространено на взаимоотношения между физическими лицами и ремесленниками, изготовившими и продающими свою продукцию, в т.ч. работающих в сфере услуг, агро- и экотуризма, не имеющих статуса ИП. Ранее такие отношения регламентировались гражданским законодательством, сообщила И.Барышникова.

   Обновленный Закон дал возможность гражданам освобождать кладовки и балконы от упаковок телевизоров, холодильников, туфель. Потребитель приобрел право на возврат товара без упаковки.

   Если раньше покупатель в случае приобретения некачественного товара мог предъявить свои претензии к продавцу и производителю, то теперь — и к импортеру.

   Как изменится маршрут возврата товара? Смотря как настроен потребитель, считает И.Барышникова. Если он намучился с покупкой — пойдет к продавцу, чтобы вернуть деньги или обменять. Ну а если товар нормальный и в целом устраивает покупателя, но имеет производственный брак, гражданин выбирает гарантийную мастерскую. Там проверяют претензии покупателей и проводят гарантийный ремонт. И если раньше ответственность за сроки ремонта и его качество нес продавец, а не проводящие его мастерские, то сейчас на претензии по качеству гарантийного ремонта и срокам его проведения отвечает сам исполнитель — т. е. мастерская.

   Новые требования введены и к гарантийным срокам эксплуатации товаров, производимых за пределами Беларуси. Они, во-первых, должны быть не меньше чем на аналогичный отечественный товар. Во-вторых, у всех продавцов эти сроки должны быть одинаковыми. Например, если раньше на импортную обувь ИП, торгующие на рынках, давали 2-недельную гарантию, а магазины на такую же обувь — 1 месяц, то теперь и торговцы на рынке должны гарантировать единый срок, подчеркнула представитель Минторга.

   И.Барышникова напомнила, что Законом определен порядок установления сезонных гарантий. Начало их действия следующее: весна — с 1 марта, лето — с 1 мая, осень — с 1 сентября, зима — с 1 января. При этом Законом установлено, что потребитель сам определяет начало эксплуатации сезонного товара, имеющего гарантийный срок. Это происходит в случае, если он начинает пользоваться товаром раньше, чем вступает в действие сезонная гарантия.

   Закон также разрешает реализацию ряда товаров после истечения срока хранения. Как сказала И.Барышникова, допускается продлевать реализацию групп товаров с истекшим сроком хранения (за исключением продовольственных) после проведения соответствующей экспертизы. Эти группы будут определены отдельным документом.

   Государство требует большей ответственности и от интернет-продавцов. Закон расширяет требования к сведениям о товарах, расположенным на сайте. Они должны содержать информацию о продавце, его местонахождении, наименовании товара, основных характеристиках, цене, контактах, условиях доставки и т. д.

   Как считает председатель Белорусского союза защиты потребителей Анна Суша, к недостаткам Закона можно отнести достаточно многочисленные отсылки к другим законодательным актам. Было бы лучше, если бы Закон имел прямое действие, отметила она.

   Вместе с тем А.Суша уверена, что Закон позволит более качественно защищать права потребителей.

Тамара МАРКИНА