$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Гадание на ставках

12.06.2009

«ЭГ» уже писала о намечаемых государством мерах по реформированию белорусской налоговой системы (cм. «ЭГ» №№ 39, 41). Сегодня свою точку зрения по поводу возможных нововведений высказывает Ольга ШУЛЕЙКО, кандидат экономических наук, заведующая сектором бюджетно-налогового регулирования Института экономики НАН Беларуси.

Предполагаемые изменения нельзя оценить однозначно. Так, снижение ставки налога на прибыль может оказать положительное влияние на финансовое состояние только рентабельных субъектов хозяйствования, число которых продолжает сокращаться. К тому же, по данным статистики, в I квартале 2009 г. рентабельными были 77,9% предприятий, а в промышленности каждое четвертое предприятие — убыточное. Им уменьшение ставки этого налога не поможет.

Предлагаемая отмена сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, налога с продаж и местных налогов из прибыли, а также снижение ставки налога на прибыль могли бы поддержать как производителей, так и потребителей, если бы одновременно не предусматривалось повышение ставки НДС на 4 процентных пункта. В результате уровень налоговой нагрузки останется прежним, а предприятия вынуждены будут затратить дополнительные средства на адаптацию к налоговым нововведениям. Повышение ставки НДС до 22% неизбежно приведет к росту цен, будет стимулировать инфляцию. При этом наиболее негативное влияние повышение ставки НДС окажет на предприятия, которые поставляют свою продукцию на внутренний рынок и производят трудоемкую продукцию, а также на сферу услуг, где наиболее высока доля добавленной стоимости.

По мнению разработчиков налоговой реформы, повышение ставки НДС увеличит цены на потребительский импорт, что должно способствовать его сокращению. Однако гораздо больше пострадают отечественные производители, использующие импортное сырье и комплектующие, которым придется заплатить ввозной НДС по новым ставкам, что даже при зачетном методе исчисления налога приведет к сокращению их оборотных средств. В составе материальных затрат отечественной продукции 70% составляет промежуточный импорт. Многие предприятия, реализующие продукцию на внутреннем рынке, вряд ли смогут полностью компенсировать повышение ставки НДС за счет увеличения цен в условиях снижения платежеспособного спроса. Это, в свою очередь, ухудшит их финансовое состояние и уж точно не приведет ни к снижению налоговой нагрузки, ни к росту доходов бюджета.

Снижение налогов — действенный инструмент стимулирования деловой активности в период экономических спадов. Многие страны, которые в настоящее время разработали антикризисные программы, включили в них меры налогового стимулирования, ориентированные на поддержание финансовой устойчивости предприятий, повышение конкурентоспособности национальных производителей и стимулирование внутреннего спроса. Снижение НДС в отдельных отраслях экономики также предусмотрено совместным антикризисным планом стран Евросоюза.

Представляется, что предложения по реформированию налоговой системы направлены на то, чтобы обеспечить поступления в бюджет в условиях кризиса за счет более устойчивых источников. По итогам I квартала доходы республиканского бюджета уменьшились почти 600 млрд. Br, или на 5,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а в сопоставимых ценах с учетом инфляции — значительно больше. При этом наиболее значительное падение имело место по доходам от внешнеэкономической деятельности — на 34,8%, что связано с резким сокращением экспорта. Также существенно сократились поступления в бюджет налога на прибыль — на 11,8%, что обусловлено уменьшением полученной предприятиями прибыли до налогообложения на 34% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Вместе с тем НДС становится основным бюджетообразующим налогом.

Еще один важный аспект предлагаемых мер — усиление концентрации налоговых платежей в республиканском бюджете. Эта тенденция и без того наблюдается на протяжении ряда последних лет. Снижение деловой активности уже оказывает ощутимое влияние на доходы местных бюджетов, чьи проблемы только обострят предлагаемые изменения. Ведь налог с продаж и местные налоги из прибыли составляют значительную часть их поступлений. Так, потери бюджета г. Минска в 2009 г. при изменении налогообложения могут составить 250 млрд. Br. Для компенсации выпадающих доходов местных бюджетов необходимо будет увеличивать межбюджетные финансовые потоки. Предполагаемые изменения в налоговой системе приведут не только к потерям бюджета, но и резко сократят права административно-территориальных единиц.

В период кризиса стимулирующее воздействие на экономику могут оказать только такие налоговые изменения, который приведут к снижению совокупной налоговой нагрузки, а стабильные поступления в бюджет смогут обеспечить только устойчиво работающие предприятия.