$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

ФУНКЦИЯ ПОЧТИ БЕЗ КОНСТАНТ©

14.12.2012

Контроль за ценами в ЕЭП в ближайшее время может выйти на наднациональный уровень и от методов административного регулирования переместиться в большей степени в сферу антимонопольного законодательства. Наряду с общей либерализацией продолжится и изменение тарифов на ключевые услуги, влияющих на затраты отечественных субъектов хозяйствования. Об этом, а также о текущих нюансах ценообразования в ходе семинара для предприятий концерна «Белнефтехим», организованного 5–6 декабря консалтинговой компанией BDO, говорили представители Департамента ценовой политики Минэкономики.

Глава департамента Игорь Фомин напомнил, что многие из ныне суверенных функций должны быть переданы наднациональному органу — Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции, заключенное 9.12.2010 г. (далее — Соглашение), предполагает, что в этой части контроля передача полномочий произойдет не позднее чем через 20 месяцев со дня вступления данного акта в силу, по контролю запрета на антиконкурентные соглашения — не позднее 22 месяцев, по контролю за субъектами хозяйствования, занимающими доминирующее положение на рынке, — не позднее 2 лет. Данные сферы так или иначе связаны с практикой ценообразования, а потому готовиться к возможным изменениям правил работы предприятиям надо уже сегодня.

Согласно ст. 17 Соглашения страны смогут вести самостоятельное государственное ценовое регулирование на товарных рынках, не относящихся к естественным монополиям, только в исключительных случаях, в т.ч. при чрезвычайных ситуациях и стихийных бедствиях, а также по соображениям национальной безопасности. При этом общий срок действия регулирования цен не может превышать 90 дней в течение года и его продление может быть осуществлено только по согласованию с комиссией Таможенного союза. При этом последняя в силах отменить государственное ценовое регулирование.

Правда, когда же именно состоится полная интеграция контроля над ценами, И.Фомин назвать не смог, т.к. странам еще предстоит пройти несколько переходных этапов. Во-первых, должна быть создана соответствующая нормативная база, в т.ч. определены полномочия ЕЭК, а тут есть ряд не преодоленных разногласий. Во-вторых, нужна гармонизация национальных законодательств. В частности, должен быть принят новый закон «О противодействии монополистической деятельности», проект которого уже внесен в Палату представителей Беларуси. В-третьих, предусматривается разработка и заключение соглашения о защите конфиденциальной информации. Наконец, окончательная передача комиссии полномочий в сфере регулирования цен будет осуществлена по решению высшего органа ЕЭП — Межгосударственного совета в лице глав государств.

ЗАТО точно известен временной рубеж изменения железнодорожных тарифов, что серьезно может сказаться на затратах многих субъектов хозяйствования. Согласно Соглашению о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики, заключенному 9.12.2010 г., с 1.01.2013 г. страны выведут на единый уровень экспортный, импортный и внутригосударственные тарифы на услуги железнодорожного транспорта. Напомним, что в прежние годы в Беларуси широко практиковалось установление пониженных внутриреспубликанских тарифов как для отдельных предприятий, так и для целых отраслей. Поэтому, по расчетам Минэкономики, тариф на внутренние грузоперевозки следует поднять сразу в 2,4 раза, а на экспортно-импортные снизить на 30–35%. Кстати, расчет проводился до девальвации 2011 г., и теперь разбежка между внешним и внутренним ценниками БелЖД стала еще больше. По словам И.Фомина, в проекте нового прейскуранта железной дороги Минэкономики постаралось минимизировать рост затрат в части логистики. Однако более-менее безболезненно изменение тарифов перенесут только предприятия-экспортеры.

Не смог И.Фомин порадовать удешевлением газа для белорусских потребителей в 2013 г. Между тем мировые цены на энергоносители ощутимо просели в последние месяцы на фоне сложностей в глобальной экономике и усиления конкуренции производителей нефти и газа. Но нас эти тенденции не затрагивают. Впрочем, удивляться тут нечему: если в ЕС российским монополистам сегодня приходится туго, то у нас власти никак не противодействуют монопольному статусу российского поставщика, а предприятия не особо спешат переводить свои мощности на другие источники энергии. Искажение конкуренции в ЕЭП из-за разности энергетических затрат можно было бы устранить выходом на равнодоходные цены на газ в России, но наш восточный партнер постоянно откладывает эти планы. С 2015 г. срок перехода передвинут на 2017–2023 гг., но и это вряд ли конечные даты. «Россияне боятся потерять прямые иностранные инвестиции», — пояснил представитель Минэкономики. Заметим, что и нам бы они не помешали, но пока при прочих равных условиях существенная разница в энергозатратах никак не в пользу Беларуси на общем евразийском рынке.

Условно положительной новостью можно считать лишь обещание 4-процентного снижения цен на электроэнергию для предприятий, которые рассчитываются за нее по двухставочному тарифу. Поможет ли это тем, кто при действующих тарифах на разные виды энергии уже столкнулся с нерентабельностью реализуемых инвестиционных проектов? На это, кстати, жаловались представители Белнефтехима на семинаре.

Тем временем в этом году индекс цен производителей ниже, чем индекс потребительских цен. Это создает предпосылки для замедления инфляции, но затрудняет жизнь тем, кто привык наращивать выручку и латать финансовые дыры путем постоянного повышения цен.

По мнению И.Фомина, в этом году инфляция удержится у верхнего прогнозного значения, а в следующем продолжит замедление. Помочь здесь должна, в частности, развивающаяся конкуренция на рынке. «Мы либерализовали рынок алкогольной, табачной продукции и не видим драмы», — заявил глава департамента.

ВИДИМО, драматическую нотку привносит продолжающееся регулирование цен в отдельных секторах экономики. Тем, кто производит и продает товары, работы и услуги, входящие в перечень, утв. Указом от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь», по-прежнему приходится соблюдать установленные этим документом ограничения и требования, чтобы не попасть под штрафные санкции. Заместитель начальника отдела методологии, анализа и прогнозирования цен Департамента ценовой политики Минэкономики Людмила Казеко напомнила, что по Указу № 72 цены на ряд товаров и услуг регулируются Совмином, а также некоторыми уполномоченными госорганами (министерствами, облисполкомами и Мингорисполкомом) и Инструкцией о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утв. постановлением Минэкономики от 22.07.2011 № 111 «Об утверждении Инструкции о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов)» (далее — Инструкция № 111). Ее нормами следует руководствоваться и в том случае, если порядок регулирования цен не определен уполномоченным ведомством (такие случаи есть по облисполкомам).

В частности, п. 4 Инструкции № 111 предусматривает, что плановые затраты (себестоимость) при ценообразовании определяются производителем исходя из принятой учетной политики. Однако, как показали проверки этого года, утвердили ее далеко не все. Притом некоторые ошибочно путают этот документ с учетной политикой организации по бухучету, предусмотренной постановлением Минфина от 17.04.2002 № 62. Первая может быть оформлена как часть второй либо отдельно, но учетная политика по ценообразованию должна быть, подчеркнула Л.Казеко. Иначе в соответствии с п. 1 ст. 12.4 КоАП за нарушение должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем установленного порядка формирования и (или) применения цен (тарифов) грозит штраф до 40 базовых величин.

ВПРОЧЕМ, есть в формировании учетной политики ценообразования и свои плюсы. Если, к примеру, предприятие должно соблюдать предельный уровень рентабельности и, по данным бухучета, фиксируется ее превышение, Л.Казеко рекомендует составлять дополнительный расчет фактической себестоимости с отнесением на затраты статей, которые предусмотрены при планировании. Таким образом, по сути, помимо бухгатерского и налогового учета, должен быть и управленческий.

Сейчас законодательство требует и обязательное наличие у предприятий порядка предоставления скидок, который должен быть прописан в учетной политике по ценообразованию либо принят отдельным локальным документом. В нем необходимо определить условия и размер скидок, которые в дальнейшем предоставляются всем субъектам хозяйствования, соответствующим этим условиям.

Как отметила Л.Казеко, сейчас в законодательстве ничего не сказано о максимальном размере скидок, поэтому предприятия вольны самостоятельно определять их величину, даже если это приведет к нулевому или отрицательному финансовому результату. При этом, чтобы обезопасить себя от возможных претензий контролеров, она посоветовала обосновывать скидки, к примеру, сезонностью, истечением сроков реализации и т.п. В противном случае, если окажется, что товары со скидкой отпускались аффилированным лицам, могут возникнуть проблемы с проверяющими.

Алесь ГЕРАСИМЕНКО