Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Консультации
26.03.2002 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Франчайзинг: проблемы и перспективы

Термин "франчайзинг" имеет французские корни ("frаnсhisе" -- привилегия, льгота) и означает в современном понимании систему договорных отношений между крупными и мелкими самостоятельными предприятиями, при которой последние получают право на производство и реализацию от имени и под торговой маркой крупной фирмы определенного вида товаров или услуг. Этот вид взаимоотношений между субъектами хозяйствования существует уже более двухсот лет.

Термин "франчайзинг" имеет французские корни ("frаnсhisе" -- привилегия, льгота) и означает в современном понимании систему договорных отношений между крупными и мелкими самостоятельными предприятиями, при которой последние получают право на производство и реализацию от имени и под торговой маркой крупной фирмы определенного вида товаров или услуг. Этот вид взаимоотношений между субъектами хозяйствования существует уже более двухсот лет.

Несмотря на быстрое распространение по всему миру, история становления франчайзинга была извилистой и трудной. И поныне нерешенными остаются несколько проблем, из которых две представляются наиболее существенными. Первая связана с нечеткостью, расплывчатостью самих правовых основ, с недостаточной изученностью юридической природы франчайзинга. Причина этого кроется прежде всего в его многоликости. Производственный, сбытовой, сервисный франчайзинг представляет собой разные формы кооперации и разделения труда, имеющие подчас различное экономическое содержание и функции. Кроме того, есть заметные различия в трактовке франчайзинга национальным правом различных стран.

Вторая проблема заключается в особенностях передачи исключительных прав по договору франчайзинга и его грамотном оформлении. Такие права должны быть подтверждены соответствующими документами и признаны франчайзи (пользователем). Правовая регламентация франшизы (делового комплекса) во многом определяется действующим законодательством о лицензировании товарных знаков и фирменных наименований. Кроме того, совершение франшизных сделок между партнерами из разных стран подпадает и под валютное регулирование. Имеющаяся в Республике Беларусь законодательная база (прежде всего Гражданский кодекс) позволяет изучать, применять, создавать и использовать объекты интеллектуальной собственности. По договору могут передаваться исключительные права на товарный знак, фирменное наименование, ноу-хау.

В частности, в ст. 910 ГК сформулировано определение комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга). Здесь же установлено, что такие отношения регламентируются законодательством. Однако, в отличие от других стран, в нашей республике нормативная база в этой области находится на стадии зарождения. Необходимость разработки соответствующих законов, проведение исследований, изучение практики применения договора франчайзинга в других странах объясняются современным подходом к новым формам хозяйствования и использованию объектов интеллектуальной собственности.

При изучении опыта развитых стран мы видим ряд примечательных тенденций. Пожалуй, самая значимая состоит в том, что в современной стратегии развития государства ключевая роль все же отводится созданию интеллектуальной собственности и управлению ею. В последнее время в странах с развитой рыночной экономикой значительно увеличилась продажа товаров и услуг на условиях франчайзинга. Рынок технологий приобретает для человеческого общества значение, превосходящее роль рынка движимого и недвижимого имущества. Его суммарная стоимость в настоящее время достигает 60% величины всего общественного валового продукта, что обусловливает большие объемы продаж. Приобретая технологии, фирмы за относительно короткий срок достигают мирового уровня качества и высокой конкурентоспособности производимой продукции, получают новые рынки сбыта и увеличивают объемы экспорта. И наоборот, предоставляя технологии, они проникают на рынки стран, куда экспорт товаров затруднен или невыгоден, и таким образом оказывают влияние на цены и конъюнктуру рынка, расширяют поставки сырья, устанавливают контроль над покупателем.

Значимость интеллектуальной собственности становится еще более очевидной при изучении всех аспектов, связанных с ее коммерциализацией. И дело здесь не только в факторе роста торговли лицензиями (превышающего, кстати, в несколько раз ежегодный рост международной торговли в целом), но и в вытекающих из международных нормативно-правовых актов возможностях, которые позволяют субъектам, располагающим значительным научно-техническим потенциалом, обеспечивать эффективную защиту прав на объекты интеллектуальной собственности, повышать конкурентоспособность своей продукции. В условиях снижения в международной торговле роли тарифного регулирования, ослабления позиций ценовой конкуренции смещения ее в сторону конкуренции в области качества эти правовые стандарты при соответствующей стратегии во многом предопределяют успех субъектов на рынках.

Однако в Республике Беларусь известные франчайзинговые системы вынуждены придумывать для себя новые формы существования. В частности, "Макдональдс" -- это дочернее предприятие со 100-процентным иностранным капиталом. "Адидас" работает как иностранное предприятие. Использовать испытанную во всем мире схему фирмы не могут из-за отсутствия специального законодательства о франчайзинге. То же можно сказать и о других общеизвестных торговых марках и фирмах -- "Бенеттон", "Райфл", "Ле-Монти", "Найк", "Кока-кола", "Баскин-Роббинс", "Компьютерленд".

Создание и развитие франчайзинга требует определенных предпосылок: экономических, правовых, культурно-этических.

Для регулирования отношений по договору франчайзинга могут использоваться общие правила гражданского права, статьи 50, 140, 163, 291, 378, 422 ГК и некоторые другие, общие положения о субъектах права, о договорах, об ответственности за нарушения обязательств. Глава 66 ГК включает три статьи, которые закрепили право на защиту нераскрытой информации от незаконного использования (ст.ст.1010--1012 ГК). Глава 67 ГК полностью посвящена способам индивидуализации участников гражданского оборота товаров и услуг. Это фирменное наименование, товарный знак, наименование места происхождения товара, каждое из которых является предметом договора франчайзинга (ст.ст.1013--1028 ГК).

Также основой для разработки законодательства о франчайзинге могут послужить некоторые уже принятые нормативные акты. Среди них следует назвать Инвестиционный кодекс, законы "О предприятиях в Республике Беларусь", "О предпринимательстве в Республике Беларусь", "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции", "О защите прав потребителей", "О ценообразовании", многочисленные законы и положения о внешней торговле, лицензировании, нормы регулирующие трудовые правоотношения. Совершение франшизных сделок между партнерами из разных стран подпадает еще и под валютное регулирование. Сотрудничество с международными организациями поможет привести действующие нормы в соответствие с международными стандартами.

Большую помощь в формировании правовой базы по франчайзингу может оказать опыт других государств. Так, например, в Молдове существует закон о франчайзинге. В Российской Федерации эта область регламентируется главой 54 Гражданского кодекса "Коммерческая концессия" (ст.ст.1027--1040). Правовое регулирование подобных отношений во Франции признается разделом торгового права, а в Германии и Швейцарии оно рассматривается как часть гражданского права.

Для малого и среднего бизнеса в Беларуси франчайзинг представляет особый интерес как один из способов выхода на внешние рынки (наряду с прямым и косвенным экспортом, импортом, лицензированием), в частности на международный рынок услуг. В силу своего географического положения, являясь транспортным коридором между Россией и Западом, Беларусь заинтересована в развитии таких сфер бизнеса, как отели, кемпинги, рестораны, системы быстрого питания, автосервис, арендные и деловые услуги, отдых, развлечения и путешествия. Именно в этих областях франчайзинг может применяться наиболее широко и с высокой эффективностью, обеспечивая их быстрое развитие. Участвуя во франчайзинговых соглашениях с известными зарубежными производителями этих услуг, белорусский малый и средний бизнес мог бы способствовать решению таких важных проблем национальной экономики, как создание новых рабочих мест, обеспечение мирового качества услуг, поступление валюты.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений