Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №48(2545) от 01.07.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Франчайзинг будет и у нас

Постановлением Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь от 8.06.2004г. во втором чтении принят проект закона "О внесении дополнений и изменений в Гражданский кодекс Республики Беларусь по вопросам регистрации недвижимого имущества, состава участников ассоциаций и союзов, комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга), правового режима имуществам крестьянского (фермерского) хозяйства"...
Постановлением Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь от 8.06.2004г. во втором чтении принят проект закона "О внесении дополнений и изменений в Гражданский кодекс Республики Беларусь по вопросам регистрации недвижимого имущества, состава участников ассоциаций и союзов, комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга), правового режима имуществам крестьянского (фермерского) хозяйства". Данный законопроект интересен, в частности, тем, что он предполагает введение в отечественную практику такой особой формы предпринимательской деятельности, как франчайзинг. Договор франчайзинга заимствован из зарубежного права, поэтому история его возникновения и развития может быть полезна для лучшего понимания его природы.

ТЕРМИН "франчайзинг" происходит от французского слова "franchir", которое переводится как "освобождение"; чаще всего он применяется для того, чтобы обозначить право на свободу ведения какой-либо деятельности.

Франчайзинг как особая форма привилегии встречался уже в средневековой Англии, где король предоставлял право знати собирать налоги, а в качестве платы за услуги оставлял им часть собранного; со временем эта привилегия получила название "франшиза".

Однако наибольшее распространение франчайзинг получил в США. Началось все в 1851г., когда систему франчайзинга впервые использовала компания по производству швейных машин "Зингер". По этой системе компания предоставляла финансово-независимым фирмам исключительные права на продажу и обслуживание швейных машин на определенной территории. В 1898г. аналогичная система была разработана компанией "Дженерал Моторс", по которой дилеры не имели права продавать машины других производителей и были обязаны вложить в дело собственный капитал для обеспечения высокого уровня обслуживания и поддержания имиджа фирмы-продавца франшиз. Сегодня франчайзинговая система "Дженерал Моторс" насчитывает около 10 900 дилеров.

Следующим шагом стало использование франчайзинга как метода расширения бизнеса в индустрии безалкогольных напитков такими компаниями, как "Кока-Кола" и "Пепсико". Благодаря франшизе компании получили возможность производить и распределять концентрат напитков среди местных заводов по разливу, которые и становились управляющими местных розничных продаж, при этом немаловажным моментом было то, что франчайзи (покупатели франшизы) получали право покупать фирменные бутылки.

Со временем в США идея франчайзинга сместилась в сторону отношений "оптовик - розничный продавец". Оптовый продавец предоставлял возможность небольшим розничным торгующим организациям получать дополнительную выгоду от использования торговой марки фирмы и при этом сохранять свою независимость. Бурному развитию франчайзинга способствовал принятый в 1946г. новый закон о товарных знаках; помимо возможности получать дополнительную прибыль от предоставления права другим предприятиям использовать свои товарные знаки, компании получили возможность под контролем и защитой закона и без больших дополнительных затрат расширять границы своего бизнеса.

В 50-х ГОДАХ началось время современного франчайзинга, который стал рассматриваться не просто как эффективный метод распределения продукции и услуг, а как метод ведения коммерческой деятельности таким образом, чтобы франчайзер получал дополнительную выгоду от быстрого роста при ограниченном риске, а франчайзи - от того, что выходил на рынок с гарантированной возможностью получения прибыли.

В 1955г. возникла классическая франшиза - "МакДональдс". Коммивояжер Рей Крок, увидев чистоту, стандартизированное меню, сведенное к минимуму число блюд и подобный конвейеру метод приготовления гамбургеров, картофеля фри и молочных напитков, задался целью превратить оригинальное начинание братьев МакДональдс в индустрию и попросил уступить ему право использовать их торговый знак. Реализация этой идеи привела к тому, что сегодня МакДональдс занимает позицию самой широкой сети общественного питания, включающей 29 000 ресторанов в 120 странах мира.

Именно франчайзинг сделал малый бизнес крупнейшим источником доходов для большинства наемных рабочих и обслуживающего персонала Америки. Ежегодно прибыль от реализации продуктов и услуг через сеть франчайзинговых предприятий только в Соединенных Штатах составляет более 760 млрд. USD. Сегодня в США каждые три компании из ста являются франшизами, но в то же время доходы этих трех процентов национального бизнеса составляют 34% от всех продаж на территории США.

СОГЛАСНО Международной франчайзинговой ассоциации сегодня франчайзинг успешно используется примерно в 70 сферах деятельности, включая общественные услуги (обслуживание бизнес-центров, рассылка почты, доставка товаров, печать, копирование, обслуживание жилых и нежилых помещений, бухгалтерия и услуги экономистов, службы безопасности, службы по трудоустройству и т.д.), кафе и рестораны, художественные галереи и мастерские по ремонту обуви и др. Показательно то, что процент банкротств среди предприятий, работающих по франчайзинговой системе, намного ниже, чем у их конкурентов.

Успешное применение франчайзинговой системы ведения бизнеса компаниями общественного питания широко известен (Pizza Hut, Kentucky Fried Chicken, Baskin Robbins, McDonald's, Wendy's и т.д.), но существуют и другие компании, эффективно использующие классическую форму франшизы со всеми характерными для нее чертами: наличие опробованного бизнеса, технологии передачи, поддержка на весь срок действия договора и т.д. Так, компания Xerox Europe Ltd. работает по системе франчайзинга с 1991г., когда открылся первый копировальный салон под торговой маркой Xerox Document Center (Центр документации "Ксерокс"). Партнерам компания предоставляет поддержку по созданию центров документации "Ксерокс" на основе франчайзингового договора, включающую доступ ко всем наработкам компании Xerox в области создания, развития и маркетинга услуг Центров документации, финансовый анализ, возможность расширенного кредитования и предоставление оборудование в лизинг, преимущественное право использования всех технологических новинок, специальные скидки на расходные материалы и бумажную продукцию Xerox, обучение сотрудников и др.

Если говорить об истории франчайзинга в России, то она началась именно с классической американской франшизы, которую продала компания Baskin Robins. Сегодня же показательным примером развития франчайзинга в России является компания "РосИнтер", которая в октябре 1998 года подписала первый договор коммерческой концессии, а первый франчайзинговый ресторан "Ростикс" был открыт в Москве в ноябре 1998г. Три года назад "Ростик Групп" выделилась в самостоятельную структуру из "РосИнтер" и с 2000г. открыла по франчайзинговой схеме уже 23 предприятия быстрого обслуживания "Ростикс". Кроме того, она предлагает франчайзинговую программу для другого ресторанного брэнда - "Патио-Пицца". Франшиза "Ростикс" состоит из двух основных компонентов: объектов права интеллектуальной собственности и оказываемых услуг; в лицензионный комплекс входят меню, рецептуры и технологии приготовления "фирменных блюд", спецификация необходимого производственного оборудования и план его расстановки, дизайн линии раздачи готовых блюд и напитков, система управления рестораном и обслуживания гостей, а также различного рода консультации.

Стоимость франшизы известной западной компании, конечно же, будет составлять десятки и сотни долларов, однако существуют и более дешевые способы: например, самый низкий объем инвестиций из всех франчайзинговых предприятий быстрого питания в России требуется для открытия точки под маркой "Горячие крендели" - всего 150-600 USD. За эти деньги франчайзер готов обеспечить своего партнера оборудованием и продукцией для торговли кренделями и попкорном.

--------------------------------
Как видно из приведенных примеров, в силу объективных экономических причин население тратит большую часть своих средств на питание, одежду, обувь, поэтому наиболее активно франчайзинг в России и других постсоветских государствах развивается в розничной торговле и сфере общественного питания, где быстрее оборот денег, получение прибыли и возврат инвестиций. Франчайзинг вполне может стать инструментом для активного развития этих сфер предпринимательства и в Беларуси.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений