$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Фрахтовая разница

09.02.2010

Впервые за несколько лет динамика импорта и экспорта транспортных услуг в 2009 г. сложилась в пользу отечественных перевозчиков. Данный факт был представлен на итоговой коллегии Минтранса как одно из несомненных свидетельств успешной антикризисной политики, проводимой ведомством. При этом несколько удручает то обстоятельство, что внешнеэкономические пропорции отражают сегодня не столько темпы роста, сколько разницу падения: если иностранные компании потеряли 22,3% белорусских заказов по сравнению с 2008 г., то мы — «всего» 18,5% зарубежного фрахта.

Как бы то ни было, отрасль вновь завершила год с положительным внешнеторговым сальдо — более 1 млрд. USD при общем объеме экспорта 1,4 млрд. Во многом такой результата был обеспечен благодаря оперативной диверсификации транспортного портфеля. К примеру, если количество автомобильных поездок по традиционным коммерческим направлениям заметно сократилось (в Германию на 19,4%, Латвию — 11,7%, Польшу — 11,5%), то удалось активизировать сообщение с 27 европейскими и азиатскими странами — более чем в 2 раза с Таджикистаном, в 1,5 раза с Азербайджаном, на 85% с Турцией, 36% с Казахстаном.

Согласно стандартной формуле международных договоров право на двустороннее сообщение предусматривает паритетный доступ перевозчиков к национальным транспортным рынкам. Беларусь в этом плане оказалась весьма результативным переговорщиком. В 2010 г. переговоры о выдаче разрешений на поездки будут продолжены в рамках 16 совместных комиссий по международному автомобильному сообщению с Россией, Украиной, странами Балтии, Германией, а также с транспортными администрациями Узбекистана, Швеции, Финляндии, Сирии.

Новые резервы для наращивания международных перевозок ищет и БЖД. Из-за снижения мирового спроса на черные металлы, кокс, руду и другие товары, ранее составлявшие основу нашего железнодорожного транзита, интенсивность перевозок по республике в 2009 г. сократилась на 9,1%. Компенсировать потери планируют в тесном сотрудничестве с коллегами из сопредельных государств. Ставка, в частности, делается на скоростные трансконтинентальные маршруты, которые по скорости и цене доставки могут составить конкуренцию морской перевалке грузов из Китая в Европу, на расширение сегмента мультимодальных перевозок. В сфере авиационного транспорта, где действуют 43 межгосударственных и межправительственных соглашения, достигнут прирост на уровне 33%. Весомым ресурсом для развития в 2010 г. станет открытие прямых рейсов «Белавиа» в Ригу, Берлин, а в перспективе также в Екатеринбург и Абу-Даби.

Таким образом, на коллегии Минтранса в общих чертах сформулировали рецепт устойчивого развития отрасли: многовекторность и ускоренная интеграция в систему мировых экономических связей.

Кстати, качество принимаемых в этом русле решений отражается прежде всего на росте привлекательности белорусского транзита, суммарный доход от которого в 2009 г. составил 1,9 млрд. USD. Разумеется, это далеко не предел, и цифра может быть увеличена за счет развития инфраструктуры пограничных пунктов пропуска, придорожного сервиса и деятельности современных транспортно-логистических центров.

В 2010 г. министерство совместно с другими органами госуправления продолжит работы по созданию одного из таких центров в районе РУП «Национальный аэропорт Минск» по договору с бельгийской компанией AOI NV. БЖД также готовится к открытию совместного предприятия с чешской транспортно-логистической компанией Doprava на производственных мощностях станции Мотыкалы в Брестской области.

В целом перспективный инвестиционный портфель отрасли включает в себя 20 проектов общей стоимостью более 2,2 трлн. Br (125% к 2009 г.), из них — порядка 200 млн. USD необходимо привлечь из-за рубежа. Всемирный банк подтвердил намерение о выделении кредита в размере 150 млн. USD на реконструкцию автомобильной дороги М-5/Е 271 на участке Минск–Бобруйск. Предполагается, что российское ОАО «Грандэкспресс» выделит 30 млн. USD на строительство завода по производству вагонов Осиповичах.

В отраслевом министерстве надеются, что это вдохнет новые силы в белорусский транзит, оздоровив финансовое положение не только транспортников, но и других секторов экономики. Ведь до кризиса убытки от внутренних перевозок (в особенности по БЖД) вполне успешно компенсировали за счет экспорта услуг.

Как бы то ни было, транспортная отрасль уже сегодня начинает приходить в себя после серьезных внешнеэкономических потрясений. Объем перевозок в 2009 г. даже несколько превысил темпы производства промышленной продукции, что, очевидно было связано с наметившейся разгрузкой складских запасов. И этот спрос был удовлетворен.

Владислав ПЛАТУН