$

2.0882 руб.

2.4544 руб.

Р (100)

3.1726 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ФОРУМ ПОД КРЫШЕЙ ДОМА СВОЕГО©

20.04.2012

20 лет назад был принят и с 1.07.1992 г. введен в действие Закон от 16.04.1992 № 1593-XII «О приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь» (далее — Закон № 1593-XII). Благодаря этому документу была проведена массовая приватизация жилищного фонда, сформировался и достаточно успешно функционирует рынок жилья. Однако пришла пора проанализировать полученный опыт, разобраться с проблемами в жилищном строительстве, просчитать оптимальную модель функционирования ЖКХ в современных условиях.

Закон № 1593-XII определил порядок приватизации занимаемых гражданами жилых помещений государственного жилищного фонда, их эксплуатации и ремонта.

Передача жилья в собственность осуществлялась преимущественно на безвозмездной основе с применением жилищных квот (именных приватизационных чеков «Жилье»). Напомним, что ИПЧ «Жилье» в законе определялись как государственное свидетельство о праве владельца на долю безвозмездно передаваемого жилья в стоимостном выражении.

Сегодня почти 80% жилфонда, или свыше 181,1 млн. м2 общей площади жилых помещений, находится в частной собственности граждан. На 1.01.2011 г. доля собственных квартир в общем объеме квартирного фонда в республике составляла 80,6%. Больше всего частного жилья в Брестской области — 84,1%, меньше, чем в других регионах, в Витебской — 77,9%.

Какие перемены произошли в стране благодаря массовой приватизации государственного и общественного жилищного фонда?

Возросла обеспеченность семей, особенно в городских поселениях, жилплощадью, появилась правовая база для осуществления сделок с недвижимостью, созданы условия для улучшения жилищных условий на рыночных принципах, повысилось качество и комфортность возводимых домов.

В относительно короткий срок был сформирован вторичный рынок жилья, что содействует свободному перемещению граждан по территории республики, стимулирует их трудовую мобильность.

Приватизация жилых помещений открыла миллионам наших соотечественников доступ к недвижимому имуществу в новом качестве, а именно в качестве собственника. Например, малообеспеченные граждане и семьи, располагающие большой жилплощадью, смогли после приватизации получить за счет продажи «излишков» дополнительный доход. Появились широкие возможности индивидуализации жилья: собственник может обустраивать его, в т.ч. в многоквартирных домах, в соответствии со своими эстетическими представлениями и потребительскими предпочтениями (естественно, в пределах разрешенных нормами и правилами).

Все это стимулировало развитие рынков строительных материалов и услуг, которые благодаря формированию конкурентной среды постепенно становятся все более цивилизованными и оказывают позитивное влияние на реальный сектор экономики в целом.

Однако и нерешенных задач здесь хватает. Правительство беспокоит недостаточно эффективное использование бюджетных средств и в сфере строительства, и в ЖКХ, имеется проблема создания действенных механизмов управления жильем, высокий процент износа жилищного фонда и т.д.

На наш взгляд, проведенная за 20 лет работа требует сегодня более глубокого изучения и анализа, что позволит дать реальную оценку процессам, происходящим с недвижимостью в Беларуси, четко определить существующие проблемы в данной сфере и выписать рецепты их решения, своевременно корректировать государственную жилищную политику, повысить эффективность функционирования ЖКХ.

С этой целью представляется целесообразным провести республиканский жилищный форум. В его рамках можно было бы организовать научно-практическую конференцию с участием ученых, правоведов, специалистов, работников органов госуправления, зарубежных гостей, а также выставку-ярмарку инвестиционных проектов в сфере ЖКХ. В программу следует включить и посещение успешно функционирующих объектов жилищно-коммунального хозяйства и строительства.

По итогам научно-практической конференции можно будет подготовить соответствующие предложения по уточнению Концепции государственной жилищной политики на 2012–2015 гг. и Концепции развития жилищно-коммунального хозяйства, а также разработать план действий по повышению эффективности и надежности функционирования систем жизнеобеспечения населения, улучшению качества предоставляемых услуг с одновременным снижением затрат на их производство.

На наш взгляд, проведение форума позитивно скажется на международном имидже республики, поможет наладить более эффективное сотрудничество с работающими в данных отраслях зарубежными фирмами, будет способствовать притоку инвестиций в развитие инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства страны.

Виктор САВИЦКИЙ,Александр СИДОРЕНКО, члены рабочей группы по подготовке законодательства о приватизации жилфонда