$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ФОРМУЛА ВОССТАНОВЛЕНИЯ КАЛИЯ:©

27.05.2014

модернизация плюс маркетинг минус альянс

«Беларуськалий» преодолел кризис, возникший после распада альянса с «Уралкалием», заявил генеральный директор белорусской компании Валерий КИРИЕНКО на пресс-конференции в канун Дня химика.

ГЛАВА ПРЕДПРИЯТИЯ напомнил, что выход из ситуации, в которой деятельность ЗАО «БКК» была парализована, был непростым: периодически работали лишь 2–3 рудоуправления, работников приходилось отправлять в отпуска с оплатой 2/3 среднего заработка. Внешнеэкономической службе было необходимо в кратчайшие сроки восстановить контакты с покупателями. К настоящему времени это удалось, белорусские сотрудники ЗАО «БКК» перемещены в новую сбытовую компанию — ОАО «БКК». «В ходе моей апрельской командировки в Китай, Индию, Европу довелось услышать от покупателей комплименты: они не верили, что мы сможем так быстро организовать свою компанию, и считают, что она сегодня лучше всех реагирует на возникающие вопросы», — похвастался гендиректор «Беларуськалия». Вернуть прежних клиентов и обрести новых помогли, по словам руководителя, высокое качество продукции, большой ассортимент, прежде не рекламировавшийся, потенциал молодых специалистов, которые быстро адаптировались на рынке. При этом разбираться пришлось самостоятельно — соглашение о сотрудничестве с катарской сбытовой компанией «Мунтаджат», с помпой подписанное в прошлом году, никаких поставок не принесло, хотя договорные отношения с ней остаются в силе. Зато восстановлению финансовой устойчивости ОАО способствовала помощь правительства, которая позволила снизить налоговую нагрузку с 36,6% в I полугодии 2013 г. до 24% к концу года.

НЕСМОТРЯ на режим экономии и пересмотр инвестиционной программы, «Беларуськалий» ввел в эксплуатацию 2 новых рудника, модернизировал обогатительные фабрики, открыл новые производства. В результате в марте производство калийных удобрений превысило 1 млн. т, экспорт достиг 970 тыс. т, в апреле и мае успех закреплен. Правда, ежемесячно такие объемы повторяться не будут, но в целом год обещает благополучие как производителям, так и покупателям, уверен В.Кириенко.

Восстановление мирового калийного рынка отмечают и независимые отраслевые аналитики, предрекающие ему в этом году рост на 11%, до 60 млн. т. В этом случае доля белорусского предприятия на мировом рынке, возможно, превысит 17%. Но уже сейчас В.Кириенко уверен, что политика наращивания мощностей, за которую руководство компании некоторые критиковали, оправдала себя. Более того, сегодня даже не хватает мощностей, чтобы закрывать все поступающие заявки. Поэтому в ОАО уверены, что найдет покупателя и продукция Петриковского ГОК, который будет запущен в 2019 г., а на проектную мощность должен выйти в 2021-м.

Как сообщили на пресс-конференции, за январь–апрель т.г. добыча руды «Беларуськалием» выросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 17,4%, до 14,3 млн. т, производство удобрений — на 21,6%, почти до 3,4 млн. т, а экспорт — на 41,1%, до 3,1 млн. т. В результате выручка предприятия выросла на 14,9%, до 8,5 трлн. Br, а чистая прибыль — в 4,1 раза, до 2,2 трлн. Br. Согласно бизнес-плану в текущем году при поставке 7,5 млн. т удобрений на экспорт и 1,5 млн. т на внутренний рынок чистая прибыль достигнет 4 трлн. Br. Отметим, что по данным отчетности, опубликованной на сайте копании, ее выручка сократилась с 18,4 трлн. Br в 2012 г. до 14,8 трлн. в 2013-м, а чистая прибыль — с 6,7 трлн. до 1,4 трлн. Br.

«Мы проанализировали свои продажи и конкурентов и можем сказать, что продаем дороже, чем наши канадские и русские коллеги, примерно на 2%, — заявил руководитель «Беларуськалия». — Сегодня без всяких картельных сговоров самостоятельно начинает расти цена. И наша стратегия направлена на уважение интересов покупателя, но не означает, что «объемы прежде всего». Мы за то, чтобы умеренно, разумно торговать своей продукцией», — пояснил В.Кириенко. По его мнению, маркетинговая стратегия ведущих мировых производителей калия в последние годы была неправильной. Цены не нужно ни «задирать» до 1 тыс. USD за тонну, ни «ронять» до 200 USD. Это только дезориентирует покупателя, который попадает в состояние неопределенности и не совершает покупок. Уверенность рынку способны принести лишь стабильность и «справедливая цена» на уровне 350–400 USD/т, к которой можно прийти за 1,5–2 года. Первые шаги в этом направлении уже сделаны — например, контракт на поставку удобрений в Индию заключен при цене 322 USD/т.

ОЖИДАЕМОЕ появление на мировом калийном рынке новых игроков в 2017–2018 гг. с дополнительным предложением и стратегией «объемы превыше всего» позволяет руководству «Беларуськалия» скептически смотреть на проекты новых альянсов для совместных продаж. Надежнее рассчитывать на себя, грамотно вести маркетинг и снижать себестоимость производства. Правда, уточнить последний параметр журналистам не удалось. По мнению В.Кириенко, некорректно сравнивать разных производителей по издержкам. Например, канадцам, чтобы произвести 1 т концентрата, нужно переработать около 2 т руды, белорусским калийщикам — более 4 т, а стоимость энергоносителей у всех разная. Тем не менее у канадцев себестоимость не меньше, чем у нас, считает В.Кириенко. Поэтому он уверен, что этот фактор в конце концов заставит всех производителей вернуться к схеме «цена превыше объемов».

Более достойным опубликования показателем руководство «Беларуськалия» считает затраты на выпуск тысячи рублей продукции, составляющие у предприятия 383,9 Br. Для сравнения: в среднем по стране этот показатель в I полугодии 2013 г. составлял 886 Br, в т.ч. в промышленности — 868 Br, сельском хозяйстве — 1110 Br.

Снижение издержек «Беларуськалий» обеспечивает, в частности, за счет перехода на эксплуатацию собственных энергогенерирующих установок. Производство своей электроэнергии обходится всего в 500 Br/кВтЧч, тогда как покупной — 1,2 тыс. Br. Кроме того, предприятие отказалось от прямого сжигания газа, пересмотрело графики работы, ускорило реализацию инвестпроектов. Еще один резерв — реструктуризация с передачей на аутсорсинг вспомогательных функций. Сейчас готовится «на выход» ремонтно-строительное управление, а в 2015 г. за ним последуют автотранспортный цех и управление автоматизации. Первым же экспериментом было создание унитарного предприятия «Калийпроект». При этом уже в I квартале т.г. его рентабельность продаж составила 36%, тогда как у головного предприятия за 4 месяца — около 40%.

Оптимизация численности подчинена процессам диверсификации производства. Новые рабочие места созданы на заводе NPK-удобрений, на химическом заводе по производству калийного щелока, который планируется ввести в эксплуатацию в сентябре, трудоустроятся 160 человек, высвободившиеся на основном производстве и прошедшие переобучение. Так что коллектив, несмотря на прошлогодние трудности, удалось сохранить: среднесписочная численность работников уменьшилась всего на 0,5% и составляет 18 289 человек. При этом построены 2 новых рудника, введен в эксплуатацию завод по производству сложных удобрений.

Снизив стоимость инвестиционной программы на текущий год до 250 млн. USD против 300–400 млн. в предыдущие годы, «Беларуськалий» рассчитывает завершить строительство химического завода по глубокой комплексной переработке хлорсодержащего минерального сырья мощностью 10 тыс. т в год КОН с возможным увеличением в 2,5 раза при дополнительном оснащении производства вспомогательным и дублирующим оборудованием. Также планируется закупить 2 гидромеханизированных комплекса, провести реконструкцию обогатительной фабрики, расширить мощности установок по выпуску гранулированных удобрений, спрос на которые растет. Увеличив мощности, предприятие уже довело выпуск гранулята до 60% общего объема — вдвое больше, чем «Уралкалий».

Недостаток этого продукта на российском рынке позволяет вступать в партнерство с местными производителями. «Заявок у нас много, мы бы вышли на поставки 50–60 тыс. т в месяц, но выбираем — куда лучше отгрузить: в Бразилию или все-таки в Россию. Если начинали продавать по минимальной экспортной цене, то сейчас применяется средняя экспортная цена с премией — примерно на 50 USD больше, чем в начале года. Российские потребители с этим согласны, — рассказал замдиректора по ВЭД Андрей Рыбак. — Поэтому можно ориентироваться на объем порядка 20 тыс. т в месяц, в зависимости от того, сколько остается после отгрузки в дальнее зарубежье».

Приобретение активов за рубежом также направлено на организацию лучшей логистики и эффективности. Так, покупка 30% акций в ЗАО «Бирю кровиню терминалас» (БКТ) позволяет рассчитывать на гарантированную перевалку 6 млн. т удобрений в год. Полученную в этом проекте прибыль по итогам 2013 г. «Беларуськалий» направил на строительство дополнительных 2 складов, чтобы увеличить мощность перевалки до 8 млн. т. Кроме того, на терминал поставлено оборудование по упаковке в мешки, насыпью, загрузке контейнеров.

ИТАК, «Беларуськалий» восстанавливает свои позиции на мировом рынке, «взломанном» прошлогодними действиями прежних владельцев и руководителей «Уралкалия». Заметим, что последний отрабатывал известную по учебникам менеджмента схему передела олигополистического рынка, предполагающую, что компания, выбравшая стратегию «объем превыше цены», сбивает цены, что позволяет оживить спрос, увеличить свою долю и не допустить прихода новых поставщиков. При этом приходится на время жертвовать прибылью, а потому обычно выигрывает тот, кто начинает «игру» — если у него издержки (в т.ч. «некорректный» показатель затрат на единицу продукции) ниже, чем у остальных. Так что сегодня белорусам представляется уникальная возможность опровергнуть теорию и выиграть партию, которую не они начинали.

Оксана КУЗНЕЦОВА


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях