$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ФОРМУЛА СОГЛАСИЯ

04.04.2008

Несмотря на «тактические» расхождения в подходах к формированию и регулированию цен и тарифов, стороны согласны с тем, что отечественное ценообразование нуждается в серьезной корректировке, и в принципе готовы к диалогу. Такой вывод можно сделать по итогам обсуждения вопроса на двух недавних важных форумах — Клубе директоров при Белорусском союзе предпринимателей и нанимателей и Совете по развитию предпринимательства.

Механизмы «влияния» на цены и тарифы есть — и необходимы — в любом государстве. В Беларуси достаточно приемлемая схема, соблюдение которой позволило бы, по мнению экспертов БСПН, избежать острых проблем. Она установлена Законом «О ценообразовании» от 10.05.1999 № 255, в котором, в частности, определены сферы применения как свободных, так и регулируемых (на товары субъектов, занимающих доминирующее положение на рынках республики, а также на отдельные социально значимые товары) цен.

Однако в настоящее время схема практически не работает: всего через 9 дней после принятия Закона Президентом был подписан Указ № 285, в соответствии с которым Совет Министров «…по мере необходимости утверждает и пересматривает предельные индексы изменения отпускных цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые на территории Республики Беларусь…».

Поскольку «необходимость» возникает то и дело (удорожание энергоносителей и аренды помещений, рост закупочных цен и др.), то и установление предельных индексов, регистрация, согласование и обоснование цен (за исключением предприятий с иностранными инвестициями) вошли в повседневную практику и стали одной из наиболее актуальных проблем, делают вывод эксперты.

Как происходит регулирование? Минэкономики ежегодно, руководствуясь соответствующим постановлением Совмина, доводит до «заинтересованных» предельные индексы повышения цен (в нынешнем году — 0,5% в месяц), в пределах которых предприятиям и организациям позволено повышать цены на свои изделия, тарифы на работы и услуги. Указанное ограничение, по мнению экспертов БСПН, не корреспондируется не только с правом собственности на произведенную продукцию, но и с решениями государственных органов, например, с Указом Президента от 23.10.2007 № 533, согласно нормам которого ставки арендной платы для предприятий бытового обслуживания повышены более чем в 2 раза.

В случае невозможности соблюдения юридическим лицом предельных индексов при формировании отпускных цен (тарифов) на выпускаемые товары (работы, услуги) оно обязано произвести регистрацию таких цен (тарифов) с обоснованиями и соответствующими экономическими расчетами (калькуляцией с расшифровкой статей затрат). Предусмотрена также обязательная регистрация отпускных цен на новые товары.

Как ко всему этому относится бизнес? По данным исследования, проведенного среди руководителей малых и средних предприятий в 2006-2007 гг., проблема регулирования цен была одним из наиболее значимых факторов, препятствующих развитию отечественной бизнес-среды. Респонденты отмечали несовершенство и нестабильность законодательства в данной области, сложность процедуры расчета и согласования цен, их регистрации, отсутствие возможности адекватного повышения цен (тарифов) при росте затрат, в т.ч. при централизованном повышении закупочных и отпускных цен на сырье и материалы. Еще один повод для скептического отношения к нынешней системе ценового регулирования — высокие затраты на ее администрирование. По данным проведенного БСПН опроса руководителей предприятий, процессами расчета и регистрации цен занято около 1% общего числа сотрудников, в т.ч. на предприятиях с общей численностью работников до 100 человек — до 4%. Затраты организаций только по их заработной плате в промышленности, строительстве, транспорте, торговле и общественном питании оцениваются примерно в 18 млрд. Br в месяц, или более 200 млрд. Br за год.

К непроизводительным можно отнести и затраты бюджетных средств на содержание органов ценообразования в Минэкономики и других органах госуправления. Отдельно следует отметить затраты на содержание Республиканского и региональных центров по ценообразованию в строительстве, которое осуществляется за счет средств, получаемых путем отчисления заказчиками 0,13% от стоимости строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ.

Чем конкретно недовольны в бизнес-структурах? По данным опроса, это прежде всего снижение рентабельности и рост убыточности при централизованном повышении цен (тарифов) на сырье, материалы и т. д., что уменьшает инвестиционные возможности организаций (отметили 80% респондентов) и отрицательно сказывается на реализации социальных проектов и программ (80,8%).

Громоздкая система ценообразования снижает мотивацию к освоению новых видов продукции (69,2% респондентов) и расширению рынков сбыта (57,7%), росту производства импортозамещающей продукции (50%), а также привлекательность Беларуси для инвесторов, в т.ч. иностранных (90,9%).

Имеются, утверждают эксперты, и другие нежелательные моменты. Так, необходимость согласовывать цены на убыточную продукцию при общей положительной рентабельности предприятия вынуждает производителя сокращать ее выпуск, что в свою очередь дает «зеленый свет» на внутренний рынок аналогичному импортному товару, а сдерживание внутренних цен по отношению к внешним (экспортным) способствует развитию «серого» экспорта и теневой экономики. Доходы теряют не только предприятия, но и бюджет.

Пикантность ситуации придает тот факт, что основы нынешней системы ценообразования были заложены в период гиперинфляции и отсутствия внутренней конкуренции, и к настоящему времени она безнадежно устарела.

Во-первых, около 30% розничного товарооборота теперь приходится на импортные товары (в 2007 г. 4,5 млрд. USD — примерно треть товарооборота), цены на которые определяются контрактами и другими факторами, а не предельными индексами (при этом отметим, что в результате оптовый поставщик продукции иностранного производства имеет возможность скрывать свои доходы в контрактных ценах и оставлять их на территории другого государства, а свое вознаграждение, как поверенный или комиссионер, включать в отпускную цену при отгрузке продукции на предприятия розничной торговли, а последние — устанавливать надбавку 30%).

Во-вторых, на цены значительно влияют другие «рычаги». Например, в 2007 г. из общего прироста индекса цен (12,1%) около половины «обеспечили» административно регулируемые цены и тарифы.

В 2007 г. только эти два фактора «обеспечили» примерно 10% прироста инфляции (треть — за счет импорта и половину — за счет централизованного изменения цен). Все остальные повлияли на рост цен аж на 2%. При этом и в них есть, как говорится, нюансы — постоянное превышение индексов цен на промышленную продукцию над розницей (в 2007 г. 5%, которые неизбежно «перейдут» на розничные цены), а также такие элементы макроэкономической политики, как уровень налоговой нагрузки, кредитная и валютно-денежная политика, конкурентная среда и т. д. И что, спрашивается, после всего этого регулировать?

В целях снижения непроизводительных затрат, обеспечения благоприятных условий для развития экономики, считают хозяйственники, следует вернуться в правовое поле Закона «О ценообразовании». Иначе говоря — отказаться от доведения предельных индексов цен и повсеместного контроля за их соблюдением.

Упростить, а затем и вовсе отменить регистрацию цен на новые товары, а также составление плановых и отчетных калькуляций (такие расчеты могут осуществляться только для внутренних нужд субъекта хозяйствования). Разумеется, для этого потребуется время. Но уже теперь правительство могло бы поручить Минэкономики в случае необходимости повышения отпускных цен и их согласовании в органах ценообразования руководствоваться рентабельностью конкретного вида продукции, а не предприятия в целом, отказаться от регулирования цен предприятий малого бизнеса, как это сделано по организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, а также предприятиям, не пользующимся государственной поддержкой.

Как воспринимают эти предложения «наверху»? Заместитель министра экономики В.Адашкевич на заседании в Жлобине в принципе согласился с тем, что отечественное ценообразование в его нынешнем виде является определенным тормозом развития экономики. Разумеется, как человек государственный, он не преминул напомнить, что принятие радикальных мер в этой сфере было вызвано необходимостью обуздать ценовую лихорадку 90-х годов прошлого столетия. Что правомерность таких же подходов в настоящее время обусловлена стремительным ростом цен на энергетические и другие сырьевые ресурсы. В этой ситуации требуется обеспечить баланс экономики, поддерживать социально незащищенные слои населения. По мнению В. Адашкевича и при нынешнем порядке формирования и изменения цен субъекты хозяйствования могут работать «тихо и мирно». Например, «без каких-либо проблем» заполучить цену выше предельных 0,5%. Правда, надо, чтобы для этого возникли «объективные экономические предпосылки» — подорожало сырье, возросла тарифная ставка заработной платы I разряда… А после этого «собрать необходимые документы и зарегистрировать эту возросшую цену».

Не видит он особой проблемы и в процедуре регистрации цены на новый товар — надо лишь отнести в ценообразующий орган упрощенную «формочку». Однако согласился, что и это требует дополнительной работы, а посему в перспективе правительство эти процедуры намерено все-таки упростить.

В ближайшее время согласованные предложения БСПН и Совета по предпринимательству будут направлены в Администрацию Президента и в правительство. Белорусский бизнес надеется, что они будут услышаны и рассмотрены, а «ЭГ» обязательно проинформирует о результатах своих подписчиков.

Федор ЗАЯЦ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях