Финансы
22.04.2003 12 мин на чтение
мин
ФОНДОВЫЙ РЫНОК ЖДУТ ПЕРЕМЕНЫ... с принятием нового закона
На весенней сессии депутаты Палаты представителей планируют рассмотреть во втором чтении проект закона "Об эмиссионных ценных бумагах и участниках рынка ценных бумаг". В настоящее время проект закона проходит последние согласования в министерствах и ведомствах...На весенней сессии депутаты Палаты представителей планируют рассмотреть во втором чтении проект закона "Об эмиссионных ценных бумагах и участниках рынка ценных бумаг". В настоящее время проект закона проходит последние согласования в министерствах и ведомствах.
Какие новшества ожидают участников фондового рынка в связи с возможным принятием закона, читателям "НЭГ" рассказывает начальник отдела Комитета по ценным бумагам при Совете Министров Беларуси Александр ГАЛЬПЕРИН.
Разработка законопроекта была обусловлена необходимостью приведения Закона "О ценных бумагах и фондовых биржах" в соответствие с Гражданским кодексом. При этом необходимость изменения наименования самого Закона обусловлена тем, что эмиссионные ценные бумаги занимают наибольшую долю среди инструментов фондового рынка (в 2002г. объем их выпуска составил порядка 70% от общего выпуска ценных бумаг), играют важнейшую роль в процессе перераспределения финансовых ресурсов и отражают рыночную оценку финансового состояния общества в целом.
В предлагаемом проекте закона можно выделить шесть основных концептуальных изменений в сравнении с действующим Законом.
Первое отличие состоит в значительном расширении терминов и определений. Законом от 2002-05-25г. N 104-З было внесено дополнение в ст.144 ГК в следующей редакции: "Ценные бумаги могут быть эмиссионными и неэмиссионными. Эмиссионными ценными бумагами являются облигации, акции и другие ценные бумаги, отнесенные к таковым законодательством". В этой связи возникла необходимость закрепления на законодательном уровне понятия эмиссионной ценной бумаги, характеризующейся одновременно тремя признаками: закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, которые удостоверяются, осуществляются и переходят (передаются) в порядке, установленном настоящим Законом; размещается выпуском эмиссионных ценных бумаг и закрепляет тот же объем прав, что и каждая ценная бумага данного выпуска.
Определено также понятие выпуска эмиссионных ценных бумаг как совокупности эмиссионных ценных бумаг одного эмитента, имеющих одинаковый государственный регистрационный номер выпуска и закрепляющих одинаковый объем прав владельцев. Прежде всего следует отметить, что в проекте закона "выпуском" является "совокупность ценных бумаг", а не действия эмитента по их размещению, как используется данный термин в настоящее время. Кроме того, в определении указано, что в рамках одного выпуска акции должны закреплять одинаковый объем прав их владельцев, и, следовательно, при регистрации эмитентом акций различных категорий выпуски простых и привилегированных акций будут различными. В соответствии же с действующим законодательством в рамках одного выпуска могут быть и простые, и привилегированные акции. Однако принятие данного закона не означает, что эмитентам необходимо перерегистрировать все выпуски, в рамках которых были различные категории акций. Данное изменение относится лишь к новым выпускам ценных бумаг.
Определены понятия закрытого и открытого размещения выпуска эмиссионных ценных бумаг, которое представляет собой размещение выпуска среди соответственно известного и неизвестного круга лиц. В данном определении нет количественного ограничения по отношению к кругу лиц, которые могут приобретать эмиссионные ценные бумаги при размещении. В данном случае ЗАО могут осуществлять только закрытое размещение акций. Что касается ОАО, то они смогут воспользоваться как открытым, так и закрытым размещением акций.
Второе отличие касается процедуры эмиссии эмиссионных ценных бумаг. Проектом закона предусмотрена возможность регистрации акций до внесения изменений в устав (уставный фонд) при продаже акций. В этом случае эмиссия включает следующие этапы:
1) утверждение уполномоченным органом эмитента решения об эмиссии;
2) утверждение уполномоченным органом эмитента проспекта эмиссии и краткой информации об эмиссии -- при открытом размещении выпуска;
3) государственная регистрация выпуска, а также при открытом размещении -- регистрация проспекта эмиссии и заверение краткой информации об эмиссии;
4) изготовление бланков, осуществляемое в установленном законодательством порядке, -- при эмиссии эмиссионных ценных бумаг в документарной форме;
5) раскрытие информации, содержащейся в проспекте эмиссии, -- при открытом размещении выпуска;
6) размещение выпуска эмиссионных ценных бумаг;
7) регистрация отчета об итогах размещения;
8) раскрытие информации, содержащейся в отчете об итогах размещения выпуска эмиссионных ценных бумаг, -- при открытом размещении.
Таким образом, эмитент будет иметь возможность продавать акции при публичном размещении, что является принципиально новым по сравнению c действующей в настоящее время процедурой подписки на акции, когда инвесторы становились владельцами ценных бумаг только после государственной регистрации выпуска, а оплата производилась предварительно. Иными словами, в случае публичного размещения акций путем продажи при их приобретении инвестор будет обладать всеми правами, удостоверенными акциями (право на участие в управлении, право на получение дивиденда). Вместе с тем законом устанавливается ограничение на отчуждение акций до регистрации отчета об итогах размещения выпуска.
Третье отличие относится к облигациям. Действующим Законом определено, что облигации могут выпускаться только под залог имущества. В соответствии же с проектом закона облигации могут быть как с обеспечением, так и без него. Исполнение обязательств по облигациям должно обеспечиваться залогом (облигации с залоговым обеспечением), или (и) поручительством, или (и) банковской гарантией, или (и) государственной гарантией. Также установлено, что предметом залога по облигациям с залоговым обеспечением могут быть только ценные бумаги и недвижимое имущество. Эмиссия облигаций без обеспечения допускается только в случае ее осуществления для целей финансирования инвестиционного проекта, прошедшего государственную комплексную экспертизу, а также в иных случаях, установленных законодательством.
Четвертым отличием являются изменения в части деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг. Уточнен перечень видов деятельности профучастников, которые могут осуществляться на рынке ценных бумаг.
Во-первых, исключена из числа видов профдеятельности деятельность "специализированного регистратора (независимого реестродержателя)". Это обусловлено тем, что в стране в настоящее время создана и функционирует централизованная двухуровневая депозитарная система, в полном объеме и в соответствии с мировыми стандартами обеспечивающая учет, хранение и формирование всех необходимых сводных данных по владельцам ценных бумаг.
Во-вторых, как самостоятельный вид исключена также и консультационная деятельность. Теперь она будет являться сопутствующим нелицензируемым видом деятельности на рынке ценных бумаг, и ее могут осуществлять все профессиональные участники, обладающие иными лицензиями.
В-третьих, новым видом станет клиринговая деятельность, представляющая собой учет обязательств по сделкам с ценными бумагами, зачет встречных однородных требований, организацию взаиморасчетов, обеспечение финансовых гарантий, а также осуществление иных действий, связанных с учетом обязательств по сделкам с ценными бумагами и расчетам по ним. Ее необходимость обусловлена реализацией принципа "поставка против платежа" при торговле ценными бумагами.
В-четвертых, к виду профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг отнесена также организация торговли ценными бумагами.
В-пятых, в части установления ограничений на совмещение различных видов профдеятельности следует отметить, что депозитарий не вправе осуществлять брокерскую и (или) дилерскую деятельность эмитентов, реестр которых он формирует по договору с данным эмитентом.
В-шестых, проектом закона предусмотрено совмещение дилерской деятельности с иным видами предпринимательской деятельности. То есть дилерская деятельность не будет исключительной, в отличие от остальных видов профдеятельности, и ее сможет осуществлять любое юридическое лицо, а также индивидуальные предприниматели (при получении соответствующей лицензии). Целью данного нововведения является расширение субъектов, имеющих право заниматься котировкой ценных бумаг, и в первую очередь это касается эмитентов (которые смогут котировать свои акции).
Следующим отличием является введение института саморегулируемых организаций (СРО), которым делегируется часть полномочий регулирования рынка ценных бумаг. Следует отметить, что СРО -- как добровольные объединения профессиональных участников -- существуют во многих странах мира, в том числе и в России. СРО способствуют повышению эффективности функционирования рынка, усилению контроля и прозрачности.
Последние нововведения касаются информации на рынке ценных бумаг. Проектом закона установлено, что под раскрытием информации участниками рынка ценных бумаг понимается обеспечение ее доступности и возможности получения всеми заинтересованными в ней лицами.
Под инсайдерской информацией понимается любая нераскрытая информация, в том числе о ценных бумагах и совершаемых с ними сделках, об эмитенте этих бумаг и осуществляемой им деятельности, раскрытие которой может оказать существенное влияние на стоимость этих ценных бумаг, а также информация, подлежащая раскрытию участниками рынка, до момента ее раскрытия в порядке, установленном законодательством.
Первоначально проектом закона предполагалось, что лица, располагающие инсайдерской информацией определенного эмитента, не могут отчуждать эмиссионные ценные бумаги этого эмитента в течение шести месяцев со дня их приобретения. Однако по предложению депутатов внесены изменения, и в настоящей редакции установлено, что "лица, располагающие инсайдерской информацией на рынке ценных бумаг соответствующего эмитента, не вправе использовать инсайдерскую информацию в своих личных целях для совершения сделок с ценными бумагами, а также передавать такую информацию третьим лицам".