$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Инвестиции

Фондовая рокировка: как поддержать банк и АПК одним решением

16.05.2017

Государство производит докапитализацию Белагропромбанка и создает условия для повышения дисциплины расчетов производителей и переработчиков молока.

В соответствии с Указом Президента от 11.05.2017 № 155 Министерству финансов поручено до 1 июня т.г. приобрести акции ОАО «Белагропромбанк» по номинальной стоимости на сумму до 102,4 млн. BYN, приобретенные банком в соответствии с Указом Президента от 14.07.2016 № 268 «О создании и деятельности открытого акционерного общества «Агентство по управлению активами», за счет размещенных в банковские вклады (депозиты) банка средств государственного целевого бюджетного фонда национального развития для кредитования закупки горюче-смазочных материалов (ГСМ) и азотных удобрений на эту же сумму. Кроме того, Минфину предстоит внести 284,96 млн. BYN в уставный фонд Белагропромбанка за счет размещенных в нем на депозитах средств государственного целевого бюджетного фонда национального развития для кредитования жилищного строительства на селе в сумме до 53,42 млн. BYN, закупки ГСМ и азотных удобрений в сумме до 181,54 млн. BYN, а также остатков средств республиканского бюд­жета, образовавшихся на 1 января т.г., для кредитования банком закупки продукции растениеводства для республиканских государственных нужд в сумме до 50 млн. BYN.

Напомним: на 1 апреля т.г. уставный фонд Белагропромбанка составлял 2669,1 млн. BYN, а его обязательства – 21 303,7 млн. Следовательно, теперь первый увеличится на 10,7%, а вторые уменьшатся на 1,3%. Но будут и дополнительные вливания. Указом Президента № 155 предусматривается также внесение в срок до 1 июня 2017 г. облисполкомами денежного вкла­да в уставный фонд Белагропромбанка за счет размещенных в нем на депозитах средств, предоставленных областным бюджетам в виде бюджетных кредитов за счет средств государственного целевого бюд­жетного фонда национального развития, для кредитования бан­ком закупки минеральных удо­брений. С дня внесения этих вкладов в уставный фонд банка прекращаются долговые обязательства областных бюджетов по таким бюджетным кредитам на соответствующие суммы.

Представителям государства в органах управления банка поручено инициировать принятие решений этими органами о кредитовании банком жилищного строительства на селе, закупки, поставки или производства минеральных (в т.ч. азотных) удобрений и ГСМ, включая расходы по их доставке. Гарантии правительства, местных исполнительных и распорядительных органов по указанным кредитам не предоставляются. Кроме того, Указом Президента № 155 предусматривается открытие ор­ганизациями АПК – получателями удобрений и ГСМ, на закупку (производство) которых привлечены указанные кредиты и сельхозорганизациями – кредитополучателями по кредитам, включенным в перечень активов, переданных ОАО «Агентство по управлению активами» в соответствии с Указом Президента № 268, открываются специальные счета в банке в порядке, установленном законодательс­т­вом. Эти спецсчета имеют целевое назначение: Указом Президента № 155 определены на­правления ис­пользования зачисленных на них денежных средств.

Организации – переработчики молока Указ Президента № 155 обязывает ежедекадно отчислять на спец­счета организаций-кредитополучателей 25% сумм, причитающихся за поставленное ими молоко. Организации-кредитополучатели, не производящие молоко, будут ежемесячно отчислять со своих текущих (расчетных) бан­ковских счетов на спецсчета 25% выручки после уплаты налогов, сборов (пошлин), других обязательных платежей в бюджет, а также в государственные внебюджетные фонды.

Остаток денег на спецсчетах после использования на предусмотренные Указом Президента № 155 цели ежемесячно будет перечисляться на текущие (расчетные) банковские счета организаций-кредитополучателей и пос­тавщиков. По результатам полного использования средств, поступивших на спецсчета, они будут закрываться.

Действие Указа Президента № 155 не распространяется на отношения, связанные с определением условий кредитных договоров, заключенных Белагропромбанком до его вступления в силу в соответствии с Указом Президента от 2.10.2015 № 406, и исполнением обязательств по ним.

Вероятно иным партнерам организаций, подпадающих под действие Указа Президента № 155, будет еще сложнее взыскать с них долги – ведь приоритеты очередности платежей меняются. Указом Президента № 155 внесены изменения в порядок расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь, утв. Указом Президента  от 29.06.2000 № 359, а также в Указ Президента от 14.07.2016 № 268 «О создании и деятельности открытого акционерного общества «Агентство по управлению активами».

В то же время структура баланса Белагропромбанка существенно улучшится. В январе, подтверждая рейтинги Белагропромбанка (уровень «B-/C», прогноз изменения – «Стабильный»), агентство S&P Global Ratings отметило «умеренно высокую» вероятность того, что правительство в нужном объеме поможет банку в стрессовой финансовой ситуации («ЭГ» № 6 от 24.01.2017). Это объясняется его «очень важной» ролью в экономике страны благодаря статусу крупнейшего кредитора АПК, в котором занята примерно треть трудоспособного населения Бела­руси, а также высокой значимости для банковской системы страны. Правда, аналитики S&P предположили, что значительный объем условных обязательств республики снижает способность правительства оказывать такую поддержку. Но, как продемонстрировал очередной указ, у белорусских властей есть для этого много схем.

Автор публикации: Кирилл ПРУДНИКОВ