$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ФОНДОВАЯ ИНФРАСТРУКТУРА©

15.07.2014

как госмонополия

Изменения в законодательстве закрепили за системообразующими инфраструктурными организациями белорусского рынка ценных бумаг статус государственных монополий.

Евгений БЕЛОВ, cпециалист по ценным бумагам

Использовать правовое понятие «государственная монополия» по отношению к ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» и к государственному предприятию «Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг» стало возможно с 1 июля 2014 г., с момента вступления в силу Закона от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (далее — Закон № 94-З).

Действовавший до этого Закон от 10.12.1992 № 2034-XII «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» оставлял указанные организации вне сферы своего регулирования. Согласно п. 3 ст. 3 отмененного закона «отношения, связанные с монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией на рынках ценных бумаг и финансовых услуг, за исключением случаев, когда складывающиеся на этих рынках отношения оказывают влияние на конкуренцию на товарных рынках» должны были регулироваться «иными актами законодательства», которых так и не появилось.

Теперь осовремененная терминология Закона № 94-З позволяет «назвать вещи своими именами», так как соответствующая оговорка в нем отсутствует, а в определение понятия «товар» включены оказываемые на возмездной основе услуги.

Согласно подп. 1.3 ст.1 Закона № 94-З государственная монополия представляет собой «систему общественных отношений, при которой исключительное право на осуществление отдельных видов деятельности, в том числе предпринимательской, имеет государство в лице отдельных государственных органов или иных специально уполномоченных законодательными актами хозяйствующих субъектов».

Напомним, что выполнение функций центрального депозитария уже много лет возложено на республиканское унитарное предприятие «Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг» Указом Президента от 28.04.2006 № 277 «О некоторых вопросах регулирования рынка ценных бумаг». На ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» этим же Указом возложена «организация биржевой торговли финансовыми активами, в том числе валютными ценностями и эмиссионными ценными бумагами, за исключением акций закрытых акционерных обществ».

Вероятно, не стоит питать иллюзий по поводу того, что произошедшие юридические изменения сколь-нибудь существенно повлияют на фактическое состояние дел на белорусском рынке ценных бумаг.

Его абсолютные и относительные размеры не позволяют сделать адекватный анализ качества и стоимости услуг по сравнению с рынками тех стран, где существует конкуренция биржевых и внебиржевых торговых площадок, а ключевые учетные институты представлены частными компаниями.

С некоторым допущением можно утверждать, что с точки зрения даже российского, не говоря уже о глобальных финансовых рынках, белорусского просто не существует. Если так, то вопросы о том, какова его инфраструктура, утрачивают всякий смысл — ведь нечто, помноженное на ноль, равно нулю.

Тем не менее существует вполне определенное количество людей, извлекающих доходы от сделок с белорусскими ценными бумагами, и им должно было бы быть не безразлично, с какими затратами времени и денег это удается делать.

Однако владельцы и работники компаний — профучастников рынка ценных бумаг и другие потребители услуг государственных инфраструктурных организаций, судя по всему, адаптировались к сложившемуся за долгие годы процесса огосударствления экономики «статус-кво». К тому же значительная их часть сама представлена работниками государственных банков и организаций и тесно интегрирована в систему принятия государственных решений.

Вызывает сомнение и потенциальный интерес к монополизму биржи и центрального депозитария у антимонопольного органа страны, усиление административного положения которого пока только планируется.

Таким образом, принятие нового Закона № 94-З применительно к рынку ценных бумаг служит лишь поводом для констатации фактов его огосударствления. Послужит ли его принятие для развития конкуренции на рынке ценных бумаг — покажет время.