$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ФОНД НЕ ВИДИТ ПЛАНА©

01.11.2013

и не слышит обязательств

Очередная миссия МВФ и правительство Беларуси не договорились о начале новой программы кредитования. По мнению главы миссии Дэвида Хофмана, для переговоров о новой программе должна быть «твердая база»: решительные меры в области макроэкономической политики, а главное — заслуживающее доверия обязательство со стороны лиц, ее определяющих, реализовывать комплексный пакет глубоких структурных реформ, которые могут получить поддержку со стороны стран — членов Фонда.

К сожалению, экономисты Фонда не сочли убедительным и достаточным план совместных действий Совмина и Нацбанка о реформировании экономики и повышении ее конкурентоспособности, для того чтобы под него открывать новое финансирование, как рассчитывала белорусская сторона. «Поддержка, предоставляемая МВФ в рамках программы взаимодействия с любой страной, основывается на выполнении ряда условий, ведущих к корректировкам в экономике. В Беларуси речь идет о коррекции экономической политики, которая позволила бы устранить имеющиеся проблемы, связанные с ухудшением платежного баланса», — пояснил Д.Хофман.

По его словам, из-за проведения слишком мягкой макроэкономической политики, снижения конкурентоспособности, ухудшения внешней конъюнктуры и иных факторов, влияющих на основные статьи белорусского экспорта, на фоне медленного роста и снижающейся, но все еще высокой инфляции в текущем году происходит более резкое, чем предполагалось ранее, ухудшение счета текущих операций. Все это в сочетании с большими платежами по погашению внешнего долга в 2013–2014 гг. вызывает обеспокоенность Фонда.

Теперь Фонд советует белорусским властям обратить внимание прежде всего на внутренние факторы, ухудшающие платежный баланс: быстрый и высокий рост зарплат и целевого кредитования. В частности, предлагается резко сократить рост зарплат и целевого кредитования, принять дополнительные меры для коррекции дефицита госбюджета, обеспечить бульшую гибкость обменного курса белорусского рубля. Эксперты Фонда одобряют намерение правительства перевести все целевое и субсидируемое кредитование в Банк Развития и активизировать работу по приватизации. Однако решение проблемы с платежным балансом требует подхода более широкого и комплексного, чем меры, содержащиеся в плане правительства и Нацбанка.

Дополнительные шаги, которые рекомендует сделать МВФ, — повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги и транспорт до уровня полного возмещения населением, либерализация цен, сокращение роли государства в экономике, включая поэтапный отказ от системы обязательных целевых показателей для предприятий, а также укрепление системы социальной защиты для оказания поддержки наиболее незащищенным слоям населения. В области структурной политики необходимы глубокие реформы для повышения эффективности стимулов и распределения ресурсов в экономике.

В последнее время МВФ опубликовал ряд исследований, посвященных возникновению и преодолению кризисов, которые могли бы представлять интерес для оценки ситуации в Беларуси. В частности, в одном из докладов отмечалось, что дефицит счета текущих операций можно расценивать по-разному. Например, если внешний долг приводит к увеличению запасов капитала в экономике, это может способствовать росту выпуска и производительности труда, что со временем приведет к сокращению дефицита текущего счета или даже появлению профицита. Однако, если резиденты «продают» свой капитал нерезидентам, общий объем капитала не увеличивается, что может привести к росту потребления или к буму на финансовом рынке. В любом случае, чтобы стабилизировать текущий счет, придется сокращать потребление. Если же при этом растут цены на внутренние активы, то это может обернуться пузырем. Одновременно в экономике могут происходить внутренние изменения, которые не отражены в динамике счета текущих операций или совсем не подходят под общее правило: рост потребления и дефицита текущего счета приводят к кризису. Вопрос в том, как рост дефицита счета текущих операций будет влиять на рост ВВП. Согласно исследованиям экономистов МВФ, если рост дефицита был вызван ростом инвестиций, а не сокращением сбережений, то после достижения пика дефицита рост потребления должен ускориться, причем риск серьезного замедления экономики минимален. Однако в целом только частные инвестиции существенно увеличивают потребление. Государственные инвестиции часто серьезно не виляют на спрос, что связано с их небольшой эффективностью или неспособностью увеличить производственные мощности.

Отвечая на вопрос журналистов о том, возможна ли коррекция платежного баланса через быстрое ослабление белорусского рубля, Д.Хофман сказал, что предпочтительнее работать над комплексным пакетом мер, более масштабным, чем утвержденный. Такой пакет должен давать еще более энергичный сигнал к тому, что власти готовы проводить реальные структурные изменения. Собственно, такой же позиции придерживаются и монетарные власти республики. На недавней презентации плана совместных действий правительства и Нацбанка заместитель председателя Правления Тарас Надольный заявил, что проблему сбалансированности платежного баланса страны за счет ослабления курса белорусского рубля в среднесрочной перспективе решить невозможно. Предыдущие корректировки обменного курса давали краткосрочный положительный эффект во внешней торговле, который в дальнейшем был нивелирован существенным ростом инфляции, намного бульшим, чем у наших торговых партнеров. При этом реальный эффективный курс стал укрепляться. Кроме того, ослабление национальной валюты ведет к снижению уровня жизни населения. Таким образом, проблему макроэкономической сбалансированности необходимо решать за счет ограничения роста внутреннего спроса.

Особый интерес у журналистов вызвал вопрос о том, сколько может продолжаться практика заимствований правительством валюты у банков для погашения внешнего долга. По мнению Д.Хофмана, в конечном итоге способность властей осуществлять внешние платежи зависит от притока валюты в белорусскую экономику, иными словами — от общего состояния платежного баланса, а также от объема доступного внешнего финансирования. Поэтому все будет зависеть от экономической политики государства. «С моей точки зрения, власти имеют значительную степень контроля над ситуацией, и если меры экономической политики проводить надлежаще, в соответствии с нашими рекомендациями, то я уверен, что власти не потеряют контроль, — заключил Д.Хофман. — Наличие внешнего финансирования облегчило бы ситуацию, однако существенным элементом является внутренняя политика».

Анастасия ГРИГОРЬЕВА