Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Социум
04.05.2004 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Фонд еще есть, а где же защита?

С 1 апреля 2004г. средства Фонда социальной защиты населения "пошли" через органы Казначейства Министерства финансов. Таков результат почти двухгодичного обсуждения вопроса, официально обозначенного как "оптимизация работы Фонда социальной защиты населения"...

С 1 апреля 2004г. средства Фонда социальной защиты населения "пошли" через органы Казначейства Министерства финансов. Таков результат почти двухгодичного обсуждения вопроса, официально обозначенного как "оптимизация работы Фонда социальной защиты населения". Попытаемся разобраться в том, что же это даст, и насколько это соответствует понятию "оптимизации".

После многочисленных совещаний представителей Минфина, Казначейства и Фонда на различных уровнях, включая самый высокий, вырисовалась некая схема финансирования. Она оказалась настолько сложной и запутанной, что изобразить ее графически невозможно. Даже ее самые активные поборники -- представители Казначейства смогли выделить в ней только четыре составляющих.

1. Схема зачисления доходов Фонда в казначейской системе;

2. Схема доведения планов и изменений планов исполнения бюджета Фонда через казначейскую систему;

3. Схема финансирования выплат пенсий и пособий Фонда в казначейской системе;

4. Схема представления отчетности об исполнении бюджета Фонда.

В первой схеме предусматривается, что страховые взносы от плательщиков через транзитные счета районных отделов Фонда поступают на субсчета единого казначейского счета (ЕКС) в АСБ "Беларусбанк", и, наконец, в Главное Государственное Казначейство. Параллельно из районных отделов Фонда должна идти информация через областные управления в центральный аппарат Фонда. Главное государственное казначейство ежедневно должно давать информацию Фонду о зачислении платежей по отделам и управлениям. Фонд должен стыковать эту информацию и, конечно, искать деньги социального страхования в случаях нестыковок. Во второй схеме предусматриваются совершенно необходимые в таком варианте финансирования прямые и встречные потоки сведений по вопросам составления и исполнения планов и заявок, в которых задействованы Казначейство, его управления, бюджетное управление Минфина, отраслевые управления Минфина (сколько их?), центральный аппарат Фонда и его областные и Минское городское управления. В третьей схеме круг участников еще более расширяется за счет подключения получателей средств Фонда: Комитеты по труду и соцзащите, предприятия(получение ими дотаций), организации по выплате пенсий (почта, банки, кооперативы). Здесь фигурируют такие документы, как реестры выплат, информация о состоянии расчетов, исполнение платежных поручений по выплатам, пособиям, дотациям и др.

Наконец, в четвертой схеме между органами Казначейства и Фонда должны ходить, во многих случаях ежедневно, информационные потоки. Среди них -- ежедневный отчет об исполнении расходов (Казначейству от его управлений), информация о состоянии финансирования, остатках средств Фонда в целом и по управлениям (от Главного казначейства -- Фонду), отчеты о финансировании и остатках плановых средств, а также выписки из лицевого счета управлений Фонда (от управлений Казначейства управлениям Фонда по областям и г.Минску).

Наверное, можно достичь того,чтобы схема работала -- ведь невозможного нет. В конце концов, постигают же науку езды на велосипеде медведи, говорят, даже слона можно научить плясать польку-бабочку. Но это в цирке, для развлечения публики.

Здесь же задача иная -- обеспечить бесперебойное и устойчивое финансирование выплат 2,5 млн. пенсионеров средств на выживание, выплат более 13 млн. в год различных пособий.

Проблемы финансирования Казначейством бюджетной сферы общеизвестны. Неужели так необходимо расширять их на выплату пенсий и пособий? Наконец, посчитал ли кто-либо, во что все это обойдется, и где же здесь "оптимизация"?!

В ходе обсуждения этой навязшей в зубах оптимизации раздавались голоса о, якобы, "непрозрачности" системы Фонда. Так ли это? Сегодня в правлении Фонда, возглавляемой Министром труда и соцзащиты, представлены: Министерство финансов в лице первого заместителя министра, Министерство экономики (заместитель министра), Федерация профсоюзов Беларуси (заместитель председателя), Нацбанк (заместитель председателя Правления), Белорусский союз предпринимателей и нанимателей им. М.С.Кунявского (исполнительный директор). Отчеты об исполнении бюджета Фонда регулярно печатаются в республиканской прессе. Подробная информация о работе Фонда размещена на его WЕВ-сайте в Интернете ssf.gоv.bу. Для кого же Фонд невидим?

В конце концов, для увеличения прозрачности можно ввести порядок утверждения бюджета Фонда, как и республиканского бюджета, парламентом, а не Совмином.

Кому же все это нужно и кто от этого выиграет? При всем желании пользу пенсионерам от этой новации найти невозможно. Скорее, наоборот. Ведь даже при автономности Фонда Министерство финансов регулярно поправляло свои проблемы за счет средств социального страхования. Объем незаконных изъятий за последние 4 года составил сумму, равнозначную трехмесячному запасу средств на выплату пенсий. Вводимая схема позволит делать это еще легче и более скрыто и, в этой связи, можно понять позицию Министерства финансов. Вместе с тем вызывает недоумение позиция Министерства труда и социальной защиты и Фонда социальной защиты населения, у которых в самом названии определена их основная задача -- социальная защита населения. Где же эта защита?
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by