$

2.1226 руб.

2.4814 руб.

Р (100)

3.1356 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

Фирменные, а не лучше обычных

05.12.2008

Недостатки в работе ведомственной торговли Минсельхозпрода, Минстройархитектуры, Минпрома оказались в центре внимания коллегии Министерства торговли, которая состоялась в конце прошлой недели.

В «фирменном» секторе более низкие, чем в целом по стране, темпы роста товарооборота. Магазины сети слабо осваивают прогрессивные технологии продаж и современное оборудование. Например, удобное для покупателя самообслуживание организовано только в 7% магазинов Минсельхозпрода, в 14% — Минпрома и в 11% — Минстройархитектуры.

Ряд ведомственных магазинчиков ютятся в небольших помещениях. А самое главное — объекты торговли не выполняют одно из важнейших своих предназначений — не изучают должным образом покупательский спрос. Результат: производители мало знают о претензиях покупателей к ассортименту, качеству и конкурентоспособности товаров.

Как подчеркнул в своем выступлении замминистра торговли Вячеслав Драгун, Минторг хотел бы видеть на полках ведомственных магазинов больше инновационных товаров, продукции, выпускаемой в рамках импортозамещения. Пока же рядом со скудным ассортиментом владельца-производителя доминирует импорт — кастрюли да чайники «made in» и прочий зарубежный ширпотреб. Фирменные магазины промышленного назначения «грешат» продажами продовольственных товаров, в частности, алкоголем.

Объекты ведомственной торговли часто возглавляют руководители, не имеющие специального (торгового) образования, что мешает грамотно организовывать деятельность вверенных им предприятий. Такие директора (и продавцы) слабо знают требования торгового законодательства. Чем иным можно объяснить требование оплаты за упаковку в некоторых магазинах Минсельхозпрода?

Часто «фирменность» толкает владельцев магазинов на создание им особенных, «преимущественных условий» при поставке товаров, а также при формировании цен. Например, торговые дома Минстройархитектуры получают продукцию с оптовой скидкой от ОАО «Керамин», что дает им возможность проводить постоянную уценку нереализованной продукции. Это ставит их в привилегированные условия по сравнению с обычной, «нефирменной» сетью.

Министерство торговли считает, что настало время пересмотра подходов к фирменным магазинам. В частности, назрела необходимость корректировки наличия в них числа товаров учредителя. Пока требования таковы: 75% общего объема товаров для непродовольственных и 50% — для продовольственных. В ведомственных продовольственных магазинах должны быть представлены товары и брэнды других отечественных производителей отрасли, считают в Минторге. Наличия универсального ассортимента товаров, производимых предприятиями отрасли, ожидают и в ведомственных магазинах Минстройархитектуры и Минпрома.

Критикуя недостатки фирменной торговли, В.Драгун назвал и адреса передового опыта. В числе образцовых, отвечающих высоким требованиям, — фирменные магазины «Витязь» (РУПП «Витязь», г. Могилев), «Верас-14» (ОАО «Брестский мясокомбинат», г. Брест), «Горячий хлеб» (РУПП «Брестхлебпром», г. Брест), сеть магазинов «Дары от Зари» (РУП «Совхоз-комбинат «Заря» Мозырского района) и ряд других. Эти объекты отличает широкий ассортимент, активное изучение покупательского спроса, различные рекламные и промо-акции.

Эффективные рекламные кампании продукции, акции по снижению цен ОАО «Горизонт», РУПП «Витязь», ОАО «Атлант» повышают эффективность продаж.

Кстати, в умении торговать преуспели не только магазины промышленных гигантов, но и предприятия небольших форматов Минсельхозпрода. Они разнообразят формы работы с покупателями: магазин № 4 «Балычок» агрокомбината «Снов» (Солигорск) ведет прием заказов на поставку продукции для проведения торжественных мероприятий. Магазины птицефабрики «Солигорская» принимают предварительные заявки, доставляют товары на дом пенсионерам и ветеранам войны.

На коллегии Минторга была рассмотрена также работа сети общественного питания Белорусской железной дороги. В ведении БелЖД находится более 200 кафе, ресторанов и других подобных заведений. Железнодорожники активно инвестируют в строительство новых объектов общепита, проведение их капитальных ремонтов и реконструкцию (за 9 месяцев на это направлено 3,6 млрд. Br). Тем не менее Минторг увидел у них ряд недостатков. Это изношенность технологического оборудования, нерациональное использование помещений, а то и вовсе замки на ранее популярных купе-буфетах, ресторанах. В целом общепит БелЖД имеет более низкие, чем по отрасли, показатели. Уровень рентабельности здесь за 9 мес. составил только 0,1%. От деятельности получен чистый убыток в 474 млн. Br (0,7% к товарообороту). При этом доля продукции собственного производства составила в среднем 36,7% (по республике — 82,3%). На большинстве проверенных объектов не соблюдаются условия и сроки годности (хранения) товаров, их ассортиментный перечень и др.

В качестве одной из основных причин нарушений работы фирменной торговли Минсельхозпрода, Минпрома, Минстройархитектуры и общепита БелЖД коллегия Минторга назвала слабый ведомственный контроль. Коллегией был предложен ряд мер по улучшению ситуации. В частности, предлагается поработать над оптимизацией ассортимента, организацией сервисного обслуживания технически сложных товаров и сантехкерамики. Рекомендовано проведение встречных сверок остатков продукции на складах, подсортировки и наполнения торговых объектов широкой номенклатурой товаров, производимых в стране. Белорусской железной дороге предложено разработать план мероприятий по совершенствованию организации питания пассажиров на железнодорожном транспорте, в т.ч. в пути следования.

Тамара МЕДВЕДЕВА

Торговая сеть предприятий министерств и концернов представлена более чем 2,2 тыс. ведомственных магазинов. Они насчитывают 7,5% от общего числа магазинов страны. Основную долю составляют объекты трех министерств — Минсельхозпрода (1390), Минпрома (более 170) и Минстройархитектуры (70).