Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Проблемы и решения
26.04.2002 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Финансы предприятий: спасать себя нужно самим

В настоящее время в соответствии с поручением Президента в республике разрабатывается проект Программы финансового оздоровления предприятий реального сектора экономики. Данная программа предусматривает комплекс мер, направленных на снижение затрат, выход на запланированные уровни рентабельности, ликвидацию сверхнормативных запасов готовой продукции, сокращение в 2 раза доли неденежной части в общем объеме выручки. Что же для этого предлагается?
В настоящее время в соответствии с поручением Президента в республике разрабатывается проект Программы финансового оздоровления предприятий реального сектора экономики. Данная программа предусматривает комплекс мер, направленных на снижение затрат, выход на запланированные уровни рентабельности, ликвидацию сверхнормативных запасов готовой продукции, сокращение в 2 раза доли неденежной части в общем объеме выручки. Что же для этого предлагается?

Можно выделить две группы мероприятий. Реализация первых потребует принятия решений на уровне Президента и правительства страны по устранению причин и последствий "вымывания" оборотных средств предприятий и снижения их платежеспособности, вызванных несовершенством действующей нормативно-правовой базы.

В частности, предлагается внести коррективы в Декрет Президента от 2001-05-17г. N 14, ставящий белорусских товаропроизводителей в неравные по сравнению с зарубежными конкурентами условия налогообложения; в Декрет Президента от 6.06.2001г. N 15, согласно которому активы дооцениваются без адекватного изменения источников; а также в постановление Совета Министров от 24.03.99г. N 405 с его учетными ценами, которые вызвали деформации в формировании затрат и цен на готовую продукцию, порядке отчислений в целевые бюджетные фонды из выручки и т.п. Одновременно планируется принятие указа Президента об изменении сроков и условий погашения задолженности по платежам в бюджет.

Вторая группа мер -- это принятие решений органами отраслевого и территориального управления. Она включает разработку отраслевых программ техперевооружения, повышения конкурентоспособности производимой продукции и др.

Однако, на наш взгляд, основную нагрузку должны нести все-таки предприятия. Так как списание задолженности либо пересмотр условий и сроков ее погашения по тем же платежам в бюджет, без учета условий и особенностей работы организаций (их технического уровня, конкурентоспособности производимой продукции, применяемых форм расчетов, наличия платежеспособных рынков и т.д.) даст лишь кратковременную передышку. Для достижения реального финансового оздоровления требуются определенные усилия со стороны каждого субъекта хозяйствования.

Основное внимание на уровне предприятий должно уделяться выбору оптимальной структуры активов и обеспечению максимальной эффективности их использования, например повышению оборачиваемости оборотных средств.

Но в экономике, как известно, все взаимосвязано. Увеличение объемов реализации, обеспеченность поступающей на счета предприятий выручки денежными средствами возможны лишь в случае наличия и грамотного использования основных средств и нематериальных активов. Поэтому, учитывая кризисные явления в инвестиционной сфере, предприятиям следует больше внимания уделять такой форме обновления фондов, как лизинг.

Значительные резервы имеются у предприятий и в части повышения эффективности использования запасов и затрат, денежных средств, дебиторской задолженности.

Главный рычаг ускорения оборачиваемости запасов и затрат (на его долю приходится 60--70% стоимости текущих активов) -- применение действенных нормативов как ориентира рационального использования ресурсов. К сожалению, в рассматриваемой сфере по разным причинам наблюдается застой, и даже на передовых предприятиях с прогрессивными нормативами расходования ресурсов охвачено не более 30% их объема, используемого в производстве. Нормативное же хозяйство должно быть постоянно развивающимся, совершенствующимся организмом, а его применение следует поощрять материально.

Широкие возможности имеются у субъектов хозяйствования и в ускорении оборачиваемости дебиторской задолженности: своевременный пересмотр условий и сроков платежей, а в необходимых случаях и договоров на поставку, применение факторинговых операций, т.е. трехсторонних отношений с участием банков по отношению к партнерам с проблематичной платежеспособностью, "запуск" процедуры продажи через биржу долгов третьим лицам, возбуждение исков о несостоятельности по отношению к хроническим дебиторам и т.д.

Сегодня имеются проблемы не только при формировании и использовании активов, но и по привлекаемым для пополнения оборотных средств финансовым ресурсам.

Так, дооценка товарно-материальных ценностей, практически свободное увеличение учетных цен, которые в условиях снижения рентабельности являются главным источником собственных средств, направляемых на пополнение оборотных, в ряде случаев, наоборот, приводит к замедлению оборачиваемости и снижению платежеспособности. А проценты по кредитам и займам зачастую несопоставимы со складывающейся эффективностью производства.

Этот сложный клубок проблем может быть распутан только совместными усилиями, включая предприятия.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений