Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №29(2723) от 16.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2809
EUR:
3.4927
RUB:
3.4771
Золото:
249.91
Серебро:
2.98
Платина:
101.9
Палладий:
106.12
Назад
Резонанс
17.11.2015 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Финансы. БАНКОВСКИЙ ИНТЕРЕС©

Устойчивость белорусской банковской системы важнее интересов индивидуальных вкладчиков – такова идеология Декрета от 11.11.2015 № 7 «О привлечении денежных средств во вклады (депозиты)». Нацбанк на пресс-конференции дал разъяснения своей инициативе по регулированию депозитных операций физических лиц.

 

и личные проценты

Устойчивость белорусской банковской системы важнее интересов индивидуальных вкладчиков – такова идеология Декрета от 11.11.2015 № 7 «О привлечении денежных средств во вклады (депозиты)». Нацбанк на пресс-конференции дал разъяснения своей инициативе по регулированию депозитных операций физических лиц.

Деление вкладов на отзывные и безотзывные введено, чтобы предложить гражданам механизм получения более высокого дохода, если они не допускают досрочного изъятия денег с депозитов, считает первый заместитель председателя правления Нацбанка Тарас Надольный. По оценкам Нацбанка, уровень процентной ставки по безотзывным депозитам будет в диапазоне 25–30%, а по отзывным – 20–25%. По мнению Т.Надольного, опускать ее ниже не потребуется, поскольку ставки нужно сохранить в положительном значении. При годовой инфляции 18% с учетом 2–3% маржи как раз получается минимальная граница 20–22%. Зато снижение стоимости вкладов на 3–4% позволит сделать доступнее кредиты.

Декрет № 7 допускает и возможность досрочного расторжения договора безотзывного вклада. Но такие случаи банки будут устанавливать сами. Вероятно, это будут какие-то трагические семейные обстоятельства, предположил представитель Нацбанка. Он добавил, что Декрет № 7 не допускает пролонгацию «старых» вкладов на прежних условиях, а вот пополнять их можно по-прежнему.

Налогом будут облагаться только доходы по вкладам до 1 года в белорусских рублях и до 2 лет – в валюте. При этом Нацбанк и МНС ссылаются на мировую практику. Действительно, процентные доходы во многих странах облагаются налогом. Правда, там обычно существуют довольно высокий необлагаемый минимум и система льгот. К примеру, в США не взимается подоходный налог с целевых сберегательных вкладов (медицинских, на образование и т.п.), пенсионных и благотворительных счетов. А ставки по другим депозитам столь малы, что доходы и налоги с них минимальны. У нас же краткосрочные депозиты – зачастую единственная возможность людей с низкими доходами накопить нужную сумму на отпуск, лечение, ремонт, крупную покупку. Именно мелкие вкладчики и станут главными «пострадавшими».

Между тем Т.Надольный заверил, что целью принятия Декрета № 7 не является получение дополнительных поступлений в госбюджет, важнее – стимулирование длинных рублевых сбережений. Если сегодня объем срочных вкладов составляет около 28,5 трлн. Br, то собрать удастся примерно 450–926 млрд. Br. При этом, поскольку по текущим счетам, в т.ч. по зарплатным карт-счетам, ставка очень низкая, налог здесь не предполагается. Согласно Декрету № 7 налогообложению подлежат вклады с доходностью выше ставки «до востребования». Ожидается, что в ближайшее время Нацбанк доведет до банков рекомендации по ориентирам таких ставок: примерно 3% в рублях и 0,2% в валюте.

Гражданам не придется беспокоиться о декларировании процентных доходов, заверила заместитель министра по налогам и сборам Светлана Шевченко. В случаях, предусмотренных Декретом № 7, налог по ставке 13% удержит и перечислит в бюджет сам банк, независимо от того, в какой форме выплачиваются проценты. При этом доходы, полученные в иностранной валюте, будут пересчитываться по курсу Нацбанка на дату их получения в белорусские рубли.

Власти рассчитывают, что подоходный налог на проценты станет серьезным мотиватором для поведения населения. «Конечно, любое новшество на финансовом рынке воспринимается критично, есть определенные негативные оценки. Скорее всего, на первом этапе часть людей вклады будет забирать, и их безоговорочно надо отдавать, – предположил Т.Надольный. – Но со временем население поймет, что незачем терять в доходности. Льгота по налогообложению доходов должна сыграть существенную роль, и население «уйдет» в длинные депозиты. Может быть, объем депозитов не увеличится, но его структура изменится в сторону удлинения сроков».

Сегодня примерно 82% рублевых вкладов – это депозиты до 1 года, причем почти половина из них – сроком до 3 месяцев. В иностранной валюте ситуация получше: около 60% – вклады до года и около 40% – на больший срок. При этом в ресурсной базе банков депозиты физлиц занимают порядка 20–25%. В такой ситуации особенно важна прогнозируемость движения депозитов населения. Держать адекватный объем мгновенной ликвидности в кассах, чтобы в любой момент обеспечить потребности физлиц при колебаниях в иных финансовых сегментах, – это угроза устойчивости кредитных организаций, считают в Нацбанке. Также регулятор надеется, что в сложившихся условиях банки будут заинтересованы предложить населению не депозиты, а иные продукты, которые позволят привлечь дополнительные ресурсы на сопоставимые или короткие сроки, и это позволит запустить альтернативные элементы финансового рынка.

Оксана КУЗНЕЦОВА

Точка зрения

Владимир Бирюк, директор группы компаний «Столица»:

– Кроме запугивания вкладчиков, этот Декрет № 7 ничего не несет. Установившаяся система депозитного и кредитного процесса удовлетворяла вкладчиков, банки реагировали, ориентируясь на рыночную ситуацию. Сейчас же разделение вкладов на отзывные и безотзывные вводится, чтобы удерживать средства населения административным ресурсом. Это может, наоборот, напугать людей, побудить забрать деньги из банков. Вряд ли ресурсы населения помогут Нацбанку сбалансировать денежную массу.

Не стоит ссылаться и на мировой опыт. За границей нет таких ставок по депозитам, а кое-где банкам надо доплачивать, чтобы они приняли ресурсы к размещению. К тому же за рубежом действует необлагаемый минимум процентного дохода и обложения доходов физлиц вообще. Кроме того, нигде в мире депозиты не считаются основным инструментом инвестирования. Для этого есть облигации, акции, работают инвестфонды. Декрет № 7 в этой связи наводит на мысли, а не пойдем ли мы по пути выпуска гособлигаций, как в советские времена, когда погашение никогда не наступало.

Олег Андреев, партнер консалтинговой компании EnterInvest:

– Налогообложение процентного дохода существует почти везде. Например, 2 года назад оно введено в Украине, когда там начались трудности. Единственная проблема здесь – конкурентоспособность белорусской банковской системы в ЕАЭС. В России налогообложение несколько мягче, в Казахстане его нет вообще. Если сейчас переток депозитов в российские банки вряд ли произойдет, то по мере унификации законодательства такое не исключено.

Деление депозитов на отзывные и безотзывные позволит стабилизировать банковскую систему. Однако отныне менее привлекательными станут депозиты в рублях, поэтому население будет «сидеть в валюте», пока нет альтернативы. Возможно, регулятор планирует более активно работать со средствами населения через облигационный рынок. По-видимому, Декрет № 7 – только один из шагов, за которым последуют и другие.

Антон Андренко, директор компании «Авангард Лизинг»:

– Цель благая – попытаться уйти от спекулятивных инвестиций к долгосрочным. Но вряд ли безотзывные депозиты станут популярными. Думаю, народ скорее согласится платить подоходный налог. Таким путем нельзя устранить риски резкого одномоментного снятия вкладов. Впрочем, это не значит, что из-за нововведений граждане сразу начнут забирать деньги из банков. Сначала большинство будет изучать альтернативные инструменты. Думаю, сейчас неплохой момент – предложить населению корпоративные облигации, которые не облагаются налогом. В целом инициатива Нацбанка по регулированию депозитных операций физлиц может благотворно сказаться на привлечении капитала в этот сегмент рынка. Например, проект с облигациями БМЗ можно рассматривать как пилотную сделку, думаю, эти бумаги скоро будут продаваться на вторичном рынке, в т.ч. розничным инвесторам.

Таким образом, с одной стороны, Декрет № 7 способен добавить стабильности на финансовом рынке. Но с другой – остается ряд проблем: срочность размещаемых средств низкая, не сравнимая с потребностью реального сектора. Поэтому нужен целый комплекс мер, среди которых одна из ключевых – реформа пенсионной системы, которая позволит получить длинные ресурсы. Нужно создавать систему альтернативных пенсионных накоплений, чтобы у граждан появилась возможность инвестировать в финансовые инструменты. К тому же такая мера «осветлит» зарплаты. Одного налогообложения процентов по депозитам для решения таких задач недостаточно.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by