$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проекты

Финансовый омбудсмен нас защитит

12.03.2017

Разрабатывается проект указа в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг, предусматривающий введение в Беларуси института финансового омбудсмена.

Считается, что первый финансовый омбудсмен (от шведского ombudsman — представитель), защищающий интересы граждан в процессе их общения с банками, появился в 1992 году в Германии. Сегодня такие уполномоченные действуют более чем в 50 стран мира, в том числе в Великобритании, Франции, Италии, Литве, Латвии, Армении, Казахстане.

Функции финансового омбудсмена сводятся к рассмотрению во внесудебном порядке споров между организациями, оказывающими финансовые услуги, и их клиентами (физическими лицами). Например, когда банк не возвращает вклад, когда с пластиковой банковской карты незаконно списаны деньги, или когда заемщик не может вовремя рассчитаться по кредиту, а в реструктуризации долга ему категорически отказывают.

В РФ такая должность существует с 2010 года, когда Совет Ассоциации российских банков утвердил «Положение об Общественном примирителе на финансовом рынке (Финансовом омбудсмене)».

Информацию о том, что идет подготовке проекта указа Президента в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг, озвучила в ходе пресс-конференции заместитель начальника главного юридического управления Национального банка Беларуси Любовь Слободчикова.

Такие способы разрешения споров, как медиация и третейские суды, не востребованы в случаях, когда речь идет о взаимоотношениях между гражданами и юридическими лицами. В разрабатываемом проекте указа предусмотрено введение в Беларуси  уполномоченного по правам потребителя финансовых услуг — так называемого в мировой практике финансового омбудсмена.

Заместитель начальника управления законопроектных работ и экспертизы нормативных правовых актов главного юридического управления Национального банка Виталий Сорокин сообщил: планируется, что Нацбанк создаст государственное учреждение — Агентство уполномоченного по правам потребителя финансовых услуг, которое будет привлекать финансовых арбитров. К ним за разрешением спора сможет обратиться гражданин в случае разногласий с финансовой организацией. При этом, как отметил В.Сорокин, есть ряд ограничений.

Во-первых, сумма спора не должна превышать 500 базовых величин (1 БВ в настоящее время равна 23 BYN). Во-вторых, сначала гражданин должен обратиться с письменной претензией к финансовой организации, и только после получения от нее ответа (либо не получения его в установленный срок) — к финансовому арбитру. В-третьих, до этого спор не должен быть предметом рассмотрения в суде.

Решение финансового арбитра вступает в силу через 10 дней после вынесения, если оно не будет обжаловано. Это решение является обязательным к исполнению, в том числе может быть предъявлено судебному исполнителю для принудительного взыскания.

В числе преимуществ нового института были названы оперативность рассмотрения спора и то, что для гражданина эта процедура бесплатная.

В Нацбанке ведется также работа и над проектом закона о защите прав потребителей финансовых услуг.

Отметим, что в России аналогичный законопроект готовится в Госдуме к рассмотрению во втором чтении. В соответствии с ним планируется создать при Центробанке службу финансовых уполномоченных как автономную некоммерческую организацию. Служба станет заниматься досудебным разрешением споров только на страховом рынке, поскольку 80% «финансовых» жалоб касается действий страховщиков.

Автор публикации: Анна ФЕДОРОВА