Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Проблемы и решения
27.04.2004 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Финансовая разведка становится на ноги

Совет Министров иностранных дел стран СНГ на заседании в Минске 26 марта решил поддержать инициативу России по созданию региональной организации по борьбе с отмыванием "грязных" денег...
Совет Министров иностранных дел стран СНГ на заседании в Минске 26 марта решил поддержать инициативу России по созданию региональной организации по борьбе с отмыванием "грязных" денег. Повышенное внимание к проблемам борьбы с легализацией преступных доходов на международном уровне наблюдалось и в феврале. В первой половине месяца в Москве проходила международная конференция, где обсуждалось сотрудничество стран СНГ в сфере противодействия "отмыванию" денег и финансированию терроризма, а в конце февраля в Париже завершилась очередная сессия Международной группы по борьбе с финансовыми злоупотреблениями (FАТF). Интересно, какое значение имеет международное сотрудничество в этой сфере для становления департамента финансового мониторинга Комитета госконтроля РБ?

На совещании в Москве, где присутствовала и делегация нашей страны, обсуждалась возможность сотрудничества стран СНГ вопросам борьбы с "отмыванием" денег, а также создание Евразийской организации по типу FАТF. Для белорусской делегации было важно установить контакты с представителями финансовых разведок других государств и членами влиятельных международных организаций. Были проведены консультации с исполнительным секретарем FАТF Патриком Муле. Это важно, поскольку представители FАТF будут в числе экспертов, которым предстоит провести оценку РБ по соответствию требованиям, предъявляемым международным сообществом к борьбе с легализацией доходов. Эта оценка станет главным критерием для вступления недавно созданного у нас департамента финансового мониторинга в Эгмонтскую группу, членство в которой даст возможность доступа к конфиденциальной информации других стран.

В связи с тем, что сроки вступления в Эгмонтскую группу были перенесены с 2008 на 2005 год, Беларусь оказалась не совсем подготовленной к вступлению в нее.Теперь нужно в срочном порядке приводить в соответствие с международными требованиями белорусское законодательство, а также налаживать работу департамента финансового мониторинга -- еще совсем молодой структуры. При этом в ДФМ самым важным считают устранить размытый в законодательстве статус департамента. Хотя в соответствии с Указом Президента, которым подразделение было создано, ДФМ обладает достаточно широкими полномочиями, в действующем законе "О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем" его статус не прописан. Поэтому сейчас большое внимание уделяется работе по внесению изменений в законодательство. Специалисты департамента входят в рабочую группу, которая готовит новую редакцию закона о борьбе с отмыванием "грязных" денег. С законодательной инициативой по внесению изменений Президент выступит в сентябре либо, если рабочая группа успеет сделать пакет документов до мая, новая редакция будет вынесена на рассмотрение Палаты представителей уже этой весной.

Примечательно, что кроме четкого определения статуса департамента, планируется внести предложения устранить либо снизить ограничения размера денежной суммы, которая подпадает под контроль финансовой разведки. Объясняют это желание в департаменте опытом международной практики, которая показывает, что любая сумма может быть потенциально опасной с точки зрения "отмывания" денег и финансирования терроризма. К примеру, в законодательстве США речь идет о подозрительных операциях вообще, не зависимо от размера суммы. Меньше, чем у нас эти ограничения и в России. Впрочем, некоторые моменты в нашем законодательстве (с какой-то точки зрения) даже более "прогрессивны", чем в РФ: если в российском законе говорится о легализации "преступных" доходов, то в белорусском речь идет о доходах, "полученных незаконным путем" (более емкая формулировка).

Помимо недостатков белорусского законодательства и других "внутренних" проблем, результативность работы ДФМ сегодня во многом снижается из-за отсутствия отлаженного механизма взаимодействия с другими государствами. А без этого финансовая разведка не может быть эффективна, поскольку "концы" большинства операций по "отмыванию" уходят в иностранные государства. Но зарубежные страны предлагают нам сотрудничество пока на односторонней основе и могут отказать в предоставлении информации потому, что мы не входим в Эгмонтскую группу. При этом ДФМ на их запросы обязан отвечать, и не может "ответить тем же", поскольку знает, что любой знак протеста может сказаться на имидже Беларуси и осложнить ситуацию, затянув вступление в Эгмонтскую группу.

Что касается Евразийской организации по типу FАТF, создание которой обсуждалось в Москве и на сессии FАТF в Париже, то она предполагает участие, прежде всего, стран Средней Азии и Закавказья, где проходят пути, по которым в Россию идут наркотики, а также, возможно, денежные потоки, субсидирующие войну в Чечне. В то же время двери в эту группу не закрыты и для нас (этот вопрос будет обсуждаться на встрече глав государств СНГ в сентябре). Во время рабочих переговоров нашей делегации с руководством Комитета по финансовому мониторингу России нашей стране была обещана помощь со стороны Российской Федерации. Это может быть не только консультационная, но также техническая и финансовая поддержка. Так, на совещании в Москве министр финансов РФ Алексей Кудрин заявил о готовности России выделить 1 млн. USD на помощь государствам СНГ в построении систем борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма.

Россия, в становлении финансовой разведки которой были заинтересованы многие государства мира, за пару лет ушла в вопросах борьбы с легализацией дальше других стран СНГ. Поэтому Беларуси есть чему поучиться у нее. К слову, большого прогресса в этой сфере в последнее время достигла и Украина. Органом финансового мониторинга, который там функционирует при Минфине, проделана большая работа, созданы обширные базы данных. Если еще недавно страна считалась "прачечной", входила в "черный список" FАТF, то на последней сессии этой организации, проходившей в Париже 25--27 февраля, наша соседка была исключена из "позорного" списка. А это для Украины -- важное событие, как в общеполитическом плане, так и для деятельности ее финансовой разведки. Кстати, несмотря на то, что еще совсем недавно по оценке международного сообщества, Беларусь не в полной мере отвечала международным стандартам системы мер по борьбе с легализацией, наша страна как потенциальный член этого списка никогда не рассматривалась.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений