$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Финансирование инноваций проиндекcировали©

31.10.2014

 

В Беларуси за счет реализации мероприятий Государственной программы освоения в производстве новых и высоких технологий на 2011–2015 годы, утв. постановлением Совмина от 3.11.2010 № 1618, (далее — Программа), запланирован прирост объема промышленной инновационной продукции в размере 621,7 млрд. Br, что на 18,9% превышает ранее установленное задание. Это предусмотрено постановлением правительства от 17.10.2014 № 988 (далее — постановление № 988).

Общее финансирование Программы увеличено на 39,1%, до 96 773,8 млн. Br. В 2014 г. на реализацию ее мероприятий будет направлено дополнительно 10 236,1 млн. Br, а в 2015 г. — 16 991,2 млн., что в 7,6 раза больше, чем планировалось ранее. Дополнительные средства предполагается изыскать как в республиканском бюджете, так и во внебюджетных источниках, причем доля последних вырастет с 30% в текущем году до 48% в следующем.

На финансирование научно-организационного сопровождения Программы из бюджета будет направлено дополнительно 467,3 млн. Br. Остальные ресурсы предназначены для новых проектов. В частности, в 2014–2015 гг. 8,2 млрд. Br выделяется на разработку и внедрение технологии экономного модифицирования, легирования и управления кристаллизацией при адаптации производства отливок для деталей автокомпонентов силовых агрегатов для Минского моторного завода. Этим проектом занимается Физико-технический институт НАН Беларуси (ФТИ), планируя вложить в него почти 52% собственных средств. Кроме того, в этом году начинается создание литейного участка на базе опытно-промышленного производства в ФТИ для внедрения технологических процессов изготовления новой продукции в целях обеспечения потребностей различных отраслей экономики и экспорта. Полная стоимость такого участка оценивается в 2,5 млрд. Br, из которых 40% — софинансирование исполнителя из собственных средств.

Обязательное условие реализации мероприятий Программы, как и ранее, — коммерциализация результатов работы и получение прибыли. ФТИ после реализации проекта по созданию литейного участка планирует с 2016 г. выпускать здесь литые заготовки черных и цветных металлов. В 2018 г. объем их выпуска достигнет, как ожидается, 50 т на сумму 5 млрд. Br. НПО «Центр» с 2016 г. рассчитывает начать серийное производство дробильно-сортировочных комплексов и до конца 2018 г. выручить от их реализации 20 млрд. Br, что почти вдвое превысит объем инвестиций в проект.

Другая приоритетная задача Программы — импортозамещение и рост экспорта. В правительстве полагают, что дополнительное финансирование и новые проекты позитивно скажутся на решении этой задачи, поэтому соответствующие показатели увеличены: объемы импортозамещения в период 3-летнего срока освоения продукции вырастут на 11,2%, до 13,9 млн. USD, а экспорта — на 18%, до 36,1 млн. Также повышены показатели отдачи бюджетных вложений. В частности, сумма ожидаемых налогов повышена на 20,5%, до 177,2 млрд. Br (что скорее отражает реальный уровень инфляции), бюджетный эффект — на 2,6%, до 125,3 млрд. Br, чистый дисконтированный накопленный доход — на 3,5%, до 95,8 млрд. Срок окупаемости (период возврата) бюджетных средств по налоговым поступлениям сокращен с 2,8 до 2,5 года, доля средств республиканского бюджета в общем объеме финансирования — с 66 до 64%, индекс доходности бюджетных средств по налоговым поступлениям увеличен с 3,4 до 3,6.

К сожалению, новые и высокие технологии, которые только собираются внедрять в Беларуси, в развитых странах мира уже давно стали обыденной реальностью. В компаниях США, Японии, стран ЕС технологическое превосходство обеспечивает высокий коммерческий результат. По данным исследовательской организации McKinsey Global Institute, прямая выгода от внедрения 12 «прорывных» технологий к 2025 г. составит 14–33 трлн. USD, что сопоставимо с совокупным ВВП США и Евросоюза.

Данный прогноз может быть и выше — за счет неучтенных косвенных эффектов. При этом в развитых странах в финансировании исследований и разработок велика доля частных корпораций, которые готовы осуществлять долгосрочные рисковые инвестиции в такие направления. В Беларуси же доминирующая роль в финансировании принадлежит государству. К тому же далеко не все создаваемые в стране технологии и разработки доходят до внедрения. Трансформация научно-технических продуктов в инновационные, пригодные для производства и интересные рынку, сдерживается не только из-за недостатка средств, материально-технической базы и кадров у разработчиков, но и по причине отсутствия заинтересованности промышленности во внедрении инноваций. Производственные предприятия довольно прохладно относятся к коммерциализации таких продуктов, а призывы властей к сотрудничеству и взаимодействию представителей науки и реального сектора пока остаются без ответа.

Иван МИХАЛЕВИЧ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях