$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Менеджмент

ФИЛОСОФИЯ КАДРОВОГО ДУАЛИЗМА©

18.10.2013

Сочетание теоретических занятий с практикой на производстве при подготовке специалистов широко распространено в системе профессионального образования в Беларуси. Однако по качеству выпускаемых кадров мы пока уступаем Германии, где такой дуальный подход дает лучшие результаты. Зарубежный и отечественный опыт в этой сфере обсуждали участники 7-го Дня немецкой экономики, прошедшего 8 октября в Минске.

Беларусь и Германия имеют примерно схожую структуру экономики, со значительным вкладом промышленности в ВВП и диверсифицированной отраслевой структурой. Это ставит одинаковые задачи перед реальным сектором и системой профессионально-технического образования. По охвату специальностей мы не уступаем: готовим кадры по 252 против 246 в Германии. Однако мы пока не можем добиться такого же качества выпускаемых специалистов, признает ректор Республиканского института профессионального образования (РИПО) Аркадий Шкляр. Основная причина — в низкой вовлеченности субъектов хозяйствования в процесс подготовки кадров. В Германии предприятия являются не только заказчиками специалистов, но и финансируют их обучение, покрывая 87% всех расходов, а также образовательной площадкой, т.к. большую часть времени ученики проводят не в классах, а на производстве. В нашей республике многие предприятия не только устранились от процесса обучения, но даже не могут толком сформулировать квалификационные требования учреждениям образования. В итоге молодым специалистам зачастую приходится осваивать профессиональные навыки после получения диплома на рабочем месте.

В Беларуси элементы дуального образования еще предстоит развить. Повысить интерес предприятий к этой теме должно государство, считает А.Шкляр. Сейчас правительство прорабатывает возможность заложить соответствующие механизмы в законодательство, но как именно — пока неизвестно. Можно было бы воспользоваться опытом Германии, где этот процесс идет с участием и под контролем промышленно-торговых палат (ПТП), членство в которых по немецкому законодательству для компаний обязательно. У нас это можно было бы реализовать, наделив соответствующими функциями саморегулируемые бизнес-объединения, закон о деятельности которых сейчас готовится. Но скорее можно ожидать, что власти ограничатся финансированием из бюджета учреждений образования.

Собственно, движение в этом направлении уже началось: Минобразования может воспользоваться средствами инновационных фондов, направляя их на закупку учебно-лабораторного оборудования, программного обеспечения и т.п. В последние годы финансирование профессионально-технического образования уже выросло в несколько раз. В целом на образование в Беларуси тратится около 6% госбюджета, что является хорошим показателем даже для стран ОЭСР. Но проблема качества профессиональной подготовки только деньгами не решается. Дуальная система предполагает активное участие предприятий в создании образовательной инфраструктуры и в учебном процессе. Поэтому попытки некоторых иностранных фирм применить этот опыт в Беларуси могут и должны стать примером для многих отечественных компаний.

У нас уже стали появляться ресурсные центры для профессионально-технического обучения. В машиностроении такая структура создана при содействии компаний KELLER, FESTO, HAAS и представительства ABAMET, в сфере автосервиса — VOLKSWAGEN и LUCAS – NЬLLE GmbH. IMA инвестировала в создание учебно-производственного центра по деревообработке и мебельному производству, а Kermi — в учебную лабораторию сантехнических систем.

Любопытен опыт немецкой фирмы UZIN Utz AG, создавшей ресурсный центр для подготовки мастеров отделочников на базе Минского государственного профессионалого лицея (МГПЛ) № 12. В начале реализации проекта глава представительства компании в Беларуси Иван Рак опасался затруднений, связанных с необходимостью обосновать перед органами госуправления введение новой профессии «укладчик напольных покрытий» и внесение ее в Единый тарифно-квалификационный справочник. Предстояло определиться с учреждением образования, где будет создан центр, подготовить преподавателей, адаптировать немецкие учебные программы. Но этот путь был успешно пройден, а результаты в чем-то даже превысили ожидания. По словам директора МГПЛ № 12 Сергея Теселкина, сейчас учебный процесс оснащен самым передовым (даже по европейским меркам) оборудованием и материалами, а новая специальность оказалась одной из наиболее востребованных среди абитуриентов и работодателей. Вдохновленный успехом, руководитель лицея постарался расширить круг партнеров для внедрения элементов дуального образования. К задаче укрепления материально-технической и технологической базы привлечены компании «Косвик», «Илмакс», «Европакет», «Кондор» и др. В итоге, с начала года помощь организаций достигла 300 млн. Br, что сопоставимо с бюджетным финансированием (320 млн.), а к концу года, возможно, и превысит ее.

Отметим, что UZIN Utz AG не является потребителем кадров по новой специальности и рассматривает ресурсный центр как инструмент непрямого маркетинга для продвижения своей продукции — строительной химии для устройства полов.

Тем временем на фоне развития современных технологий, социальных и демографических сдвигов дефицит квалифицированных специалистов приобретает глобальный характер. Даже Германия, ставшая для многих образцом в подготовке профессионально-технических кадров, по мнению немецкого посла в Беларуси Вольфрама Мааса, скоро будет охотиться за каждым молодым человеком. Слишком много факторов влияет на рынок труда и его структуру.

В нашей стране одним из вызовов становится общее падение численности трудовых ресурсов и снижение количества занятых в экономике. Неблагоприятная демографическая ситуация, общее старение населения и отток наиболее мобильных молодых специалистов за рубеж подталкивают к пересмотру кадровой политики. Белорусским предприятиям нужно готовиться к усилению конкуренции за человеческий капитал, активней перенимать зарубежный опыт. Кроме того, малочисленное поколение 90-х годов, вступающее в трудоспособный возраст, не сможет в полной мере обеспечить экономику кадрами. Остается использовать возможности других возрастных групп населения, в т.ч. достигших пенсионного возраста. Соответственно, растет роль последипломного образования. Пока же, по данным РИПО, доля работников, повысивших свою квалификацию, снизилась с 10,3% в 2006 г. до 7,7% в 2012-м, прошедших стажировку — с 0,6% до 0,2%, профессиональную переподготовку — с 3,1% до 2,9%. При этом некоторые отрасли заметно отстают от среднереспубликанских показателей (см. таблицу в печатной версии "ЭГ").

Хотя законодательство в целом на стороне тех, кто готов вкладывать в подготовку работников. Например, согласно Кодексу об образовании предприятия всех форм собственности, участвующие в укреплении материально-технической базы учреждений образования и практическом обучении студентов, могут получить статус базовых организаций, а вместе с ним — и право первоочередного распределения выпускников. В сфере образования также сложилась положительная правоприменительная практика Указа от 1.07.2005 № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи».

Возможно, некоторые субъекты хозяйствования еще не осознали важности решения кадрового вопроса или по какой-то причине не спешат им заниматься, но жизнь рано или поздно заставит. Рынок научит.

Алесь ГЕРАСИМЕНКО