$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

ФИЕСТА И ОПАСНОЕ ЛЕТО ТУРБИЗНЕСА©

07.10.2014

Кризис, разразившийся на российском рынке туруслуг, к счастью, не подорвал доверия к национальным туроператорам в Беларуси. В условиях «турбулентности» они сохранили собственные чартерные программы из Минска, трудовые коллективы и ассортимент продуктов. Как это удается и какие уроки можно извлечь из банкротств российских компаний, рассказывает директор ИП «Солвекс» Оксана БИЧУН.

— Оксана Анатольевна, может ли волна банкротств российских туристических компаний негативно повлиять на отечественный туризм?

— Поскольку Беларусь живет в едином экономическом пространстве с Россией, все события, которые происходят у соседей, прямо или косвенно касаются и наc. Недорогие туры из Москвы или Санкт-Петербурга всегда привлекали наших граждан. Это объяснялось тем, что там другая емкость рынка, высокая частота полетов, жесткая конкуренция, богаче ассортимент турпродукта. Как следствие — ниже стоимость авиаперевозки и тура в целом. Система бронирования всегда позволяет подобрать подходящий вариант.

Ситуация с банкротствами насторожила белорусских туристов, начавших искать признаки, по которым можно было бы распознать, кому можно доверить свои деньги, чтобы не потерять их и не испортить отпуск. Выросли и риски компаний, реализующих туры российских операторов. Ведь если кто-то из них обанкротится, деньги уже не вернуть, а отвечать перед клиентом придется турагенту. Тем не менее белорусские граждане сохранили кредит доверия к национальным компаниям, которые в нынешней ситуации могут даже выиграть. Во-первых, у нас нет такой жесткой конкуренции, демпинга, борьбы за доли рынка, как в России. Во-вторых, появился шанс и стимул для укрепления собственных позиций на выездных направлениях, чтобы меньше зависеть от партнеров в РФ.

C особым вниманием в сторону белорусских операторов стали смотреть и российские туристы — мы их привлекаем своей надежностью и качеством обслуживания.

Надеюсь, что кризис в туристской отрасли России повернет к белорусскому туроператору и ответственных законодателей нашей страны, и возможно, именно сейчас у профессионалов турбизнеса, наконец-то, спросят: «А какие у вас есть проблемы в отрасли и чем мы можем вам помочь?».

— Имеет ли смысл превентивно создать сейчас свою «спасательную» компанию, аналогичную российской ассоциации «Турпомощь»?

— Тема защиты белорусского туристического рынка актуальна давно. Но кого, от чего, как и когда спасать? Работа туроператора — это постоянный риск. Тут и природные катаклизмы, и геополитические, недобросовестность партнера, непредсказуемые изменения спроса и ситуации на валютных рынках. Можно не угадать с рекламой, столкнуться с демпингом конкурента, неожиданно узнать, что у отеля, в котором вы уже купили места, отозвана лицензия или его номера затопило в результате наводнения или чьей-то неосторожности. Авиакомпания может внезапно объявить о повышении цен. Одна из самых опасных проблем связана с банкротствами и финансовыми кризисами.

Где уж туроператору одному справиться со всеми напастями, возникающими по не зависящим от него причинам, но все равно надо обеспечить безопасность туриста и сохранить свой бизнес. Риски возрастают, когда на таких массовых направлениях, как Турция, Египет, Таиланд, случаются волнения и революции, когда евро постоянно растет или падает, а в Европе зимой не выпадает снег, срывая продажи горнолыжных туров. Конечно, хотелось бы иметь многоуровневую систему защиты на все случаи жизни, но и без нее белорусские туроператоры как-то сами решают свои проблемы.

— Российские компании, объявившие себя банкротами, много лет работали на рынке и имели репутацию вполне успешных. Вы думали над тем, как можно застраховаться от похожего сценария?

— Многие добросовестные компании приостановили деятельность не из-за плохого управления, а по объективным причинам. Общее экономическое состояние страны всегда влияет на бизнес, особенно в сфере потребления. Туризм здесь особенно уязвим. Что же произошло в России? Спрос сократился в целом на 40%, а в некоторых регионах — до 60–80%, произошел переизбыток предложений, российский рубль существенно девальвировался. В связи с событиями на Украине было рекомендовано всем военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов не выезжать за рубеж. Между тем еще в начале года добросовестные российские туроператоры уже внесли предоплаты перевозчикам и отельерам за счет собственных или заемных средств, а потребители не раскупили почти все квоты.

Между тем туроператорам нужно содержать офисы, оплачивать зарплату персоналу, финансовые гарантии (заменяющие в РФ лицензии), делать отчисления в «Турпомощь», платить за продвижение сайта с его дорогостоящим он-лайном, рекламу и т.п. Все это не роскошь, а насущная необходимость. И это, заметьте, лишь предварительная подготовка, не имеющая прямого отношения к предмету продаж. Вот такой воздушный шар и «сдулся».

Туризм — не столь уж высокодоходная отрасль. У туроператора, как правило, после всех выплат прибыль составляет в лучшем случае 2%. Но вряд ли самый лучший способ избежать кризиса — это вообще ничего не делать.

Финансовые потрясения в разное время случались со многими даже всемирно известными компаниями. От этого не застрахован ни один менеджер и предприниматель.

Кстати, я уже несколько лет подряд пытаюсь решить вопрос страхования гражданской ответственности своего туристического бизнеса, прежде всего на случай форс-мажорных обстоятельств (стихийных бедствий и политических событий).

Однако в Беларуси такой возможности нет, а законодательством подобная услуга прямо не предусмотрена. Как ни странно, может застраховаться кто угодно — врачи, парикмахеры, но не туроператор, хотя рисков у него не меньше. А ведь речь идет об очень серьезной ответственности, чаще всего не зависящей от воли туроператора. Поэтому для добросовестных туристских компаний лучший способ страхования сейчас — быть круглыми сутками на работе, контролировать исполнение бизнес-планов и соответствие реальности прогнозам, повышать свои компетенции в экономике, управлении рисками и персоналом.

— Известно ли уже, почему заявила о невозможности исполнять свои обязательства петербургская «Солвекс-турне»? Повлиял ли на вашу деятельность кризис «родственной» компании?

— Мне очень жаль, что такая успешная компания с многолетним опытом, как «Солвекс-турне» в Санкт-Петербурге, приостановила свою деятельность. А ведь ее обороты сопоставимы почти с 80% объема всего белорусского туррынка. Теперь в Питере не осталось столь же крупных туроператоров. Причины приостановления деятельности у всех крупных российских компаний практически одинаковы, в придачу неисполнение обязательств одних «тянуло» за собой и другие.

Минский «Солвекс» входит в одноименную международную группу, офисы которой открыты и работают в Москве, Братиславе, Софии, Варне, Пловдиве, Киеве. Однако все они — отдельные юридические лица с разными учредителями, зарегистрированные в разных странах, со своими счетами, самостоятельные в выборе инструментов менеджмента. На белорусский «Солвекс» кризис питерской компании не повлиял. У нас открыты для продаж туры на зимний отдых в Словакии, Болгарии, Венгрии, Прибалтике, предлагаем раннее бронирование туров в Грецию, Болгарию на сезон 2015 г., детский отдых. Я очень благодарна всем нашим клиентам и партнерам, которые в нас верят и сотрудничают уже много лет.

— Российские правоохранительные органы увидели в деятельности разорившихся туркомпаний элементы финансовой пирамиды. Присутствует ли такая «архитектура» у нас и как ее распознать?

— Глупо считать, что крупные туроператоры с целью личной выгоды разрушили то, что создавали 20 лет. В этом смысле подозрение в мошенничестве, под которое всех стригут, выглядит смешно. То, что произошло, — лишь отчаянные попытки как можно дольше «продержаться». Так считают аналитики российского турбизнеса.

Операторы соревновались в объемах, банки кредитовали, путевки «горели». Не обходилось без демпинга и конкурентной борьбы. Вся эта система исправно крутилась на глазах российских чиновников. Но вдруг банки массово, словно по команде, стали отказывать фирмам в перекредитовании. Какая же это «пирамида»? Я не могу за всех отвечать, есть ли «пирамида» в белорусском туризме, выявлять ее — долг правоохранительных органов. По-моему, у нас туристская отрасль строго придерживается правовых норм, в противном случае факты нарушений были бы давно известны и имели шумный резонанс. К тому же в белорусском законодательстве достаточно норм, защищающих потребителей.

— Каковы предварительные итоги «высокого сезона»? Как изменились предпочтения белорусских туристов в этом году?

— Чудес в этом сезоне не произошло. По-прежнему лидировали такие направления, как Болгария, Греция, Турция, Испания, Италия. Как и ранее, популярны экскурсионные программы по странам Европы. Конечно, украинские события существенно повлияли на логистику. Автобусные путешествия в Болгарию, Румынию оказались невозможными из-за отказа туристов из соображений безопасности, по причине логистики — отдых в Крыму и на юге Украине. Это были предложения, наиболее доступные для наших граждан.

— Какое влияние на рынок въездного туризма оказал чемпионат мира по хоккею?

— Он подтвердил, что Беларусь правильно улучшает условия въездного туризма. Чемпионат «разбудил» интерес к нашей стране у иностранных гостей, разрушил некоторые стереотипы. Изменился и наш менталитет, прежде всего в том, что касается гостеприимства. Ведь многое сделано: получен опыт продвижения страны, отмены виз для гостей. Положительно повлияло на имидж страны увеличение количества мест проживания в гостиницах и парковок для туристических автобусов, удобство ориентирования в общественных местах, расширение зон продаж сувениров, их ассортимента, приветливость обслуживающего персонала. Приятно удивила организация анимационных программ в местах экскурсионного показа, ставших обыденными для крупных городов мира и таких непривычных для нашей столицы. Заметной была и доброжелательность представителей силовых структур. Однако нельзя забывать, что часть мер по организации чемпионата была проведена за деньги, специально выделенные для этого. А сейчас наблюдается спад административной активности в части привлечения гостей. Многие инструменты и детали начали, к сожалению, исчезать с улиц Минска. А ведь чемпионат показал нам и иностранным туристам, что даже морю есть замена прекрасно организованным праздником.

— Что более всего влияет на рынок туруслуг сейчас?

— События в Украине сделали невозможными поездки и вылеты через Киев, отдых в санаториях Трускавца, в Карпатах. Очередное обострение конфликта в Израиле приостановило продажи туров как в эту страну, так и в соседнюю Иорданию. Одна клиентка пришла к нам в отчаянии с просьбой помочь ей попасть в Израиль на лечение и подобрать жилье с надежным бомбоубежищем. Разве об этом можно мечтать в XXI веке?

По-прежнему барьером для белорусов остается визовый режим. Высокая стоимость, сложная процедура получения шенгенской визы «крадет» время как клиента, так и туроператора. Кстати, здесь грядут перемены. Вводятся требования к обеспечению — в открывающихся визовых центрах будут сниматься биометрические отпечатки пальцев туристов, желающих получить визу для отдыха в странах Евроcоюза.

Беседовала Оксана КУЗНЕЦОВА