Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
АПК
02.03.2004 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Фермерство в стране развивается не благодаря, а вопреки...

"Деньги у нас тратятся не на поддержку производителей сельхозпродукции, а на поддержку системы, сложившейся на селе", -- этот вывод, сделанный фермером Гомельщины Михаилом ШРУБОМ, можно назвать ключевым для 9-го съезда белорусских фермеров, прошедшег...

"Деньги у нас тратятся не на поддержку производителей сельхозпродукции, а на поддержку системы, сложившейся на селе", -- этот вывод, сделанный фермером Гомельщины Михаилом ШРУБОМ, можно назвать ключевым для 9-го съезда белорусских фермеров, прошедшего в минувшую пятницу. Символично, что состоялся он в один день с совещанием у Президента по вопросам финансового оздоровления села. И слова фермера можно трактовать как намек в адрес властей на то, где именно нужно искать резервы по выводу сельскохозяйственной отрасли из кризиса...

Впрочем, намеками на съезде пытались говорить как раз меньше всего. Оно и понятно: люди "от сохи" привыкли объясняться без обиняков. Посетовать же на ущемление фермерских хозяйств в области государственной поддержки сельхозпроизводителей у М. Шруба были все основания. После того, как фермер взял на баланс своего хозяйства отстающий колхоз, на него и на 22 других его коллег, за которыми были закреплены аналогичные убыточные сельхозпредприятия, перестала распространяться государственная финансовая помощь. Такой вот своеобразной благодарностью фермерам обернулась их готовность пойти властям навстречу...

Как отметил на съезде председатель Белорусского общественного объединения фермеров Константин Ермоленко, сложившаяся в республике система финансирования поддержки сельского хозяйства, ввиду ее громоздкости и запутанности, отсутствия должной прозрачности, не позволяет фермерам воспользоваться причитающейся им по законодательству государственной помощью. Сложилась практика, когда фермерские хозяйства получают господдержку в 7--10 раз меньшую, чем предприятия общественного сектора. "Мы не претендуем на какое-то глобальное перераспределение средств господдержки от общественного сектора фермерскому. Мы просим дать хотя бы то, что положено фермерам по закону, исходя из размера обрабатываемых ими земель и объема производимой продукции", -- отметил К. Ермоленко.

К слову, по состоянию на 1 января 2004г. в республике насчитывалось 2503 фермерских хозяйства, которые обрабатывали 150 тыс. га сельхозугодий (2% от общей площади). В прошлом году фермеры произвели 9,6% картофеля и 16,4% овощей от общего валового сбора в общественном секторе и фермерских хозяйствах.

На 2004г. объем республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции определен в размере около 1 трлн. рублей (порядка 450 млн. USD). Всего же в форме различных дотаций агропромышленный комплекс получит, по словам К. Ермоленко, 1,3 трлн. рублей. На 2,5 тыс. фермерских хозяйств страны приходится всего порядка 50 тыс. USD кредитов и 200 тыс. USD бюджетной помощи, причем у них сегодня нет и практически никогда не было просроченных, кредиторских, бюджетных и каких-либо иных задолженностей.

О том, что государственная программа поддержки фермерских хозяйств практически сворачивается, на съезде говорили многие. Если в середине 90-х гг. на полученный кредит можно было приобрести два трактора, то сейчас -- разве что лошадь, да и та может оказаться неподкованной. В большинстве своем из-за финансовых проблем около 3 тыс. фермеров вынуждены были прекратить свою деятельность. Многие из них были заранее обречены, поскольку освоить выделенные им бросовые земли с привлечением только голого энтузиазма было неподъемным делом. Между тем для многих фермерских хозяйств, особенно находящихся в стадии становления, получение государственной помощи -- это вопрос выживания. Попытки же решения этого вопроса через Минсельхозпрод ни к чему не привели.

В качестве выхода из сложившейся ситуации было предложено создать государственный фонд "Белорусский фермер" по примеру аналогичных финансовых структур в России и Украине, а также фонда поддержки предпринимательства в Беларуси. Средства фонда можно было бы формировать пропорционально объемам части консолидированного бюджета, направляемой на поддержку сельского хозяйства, исходя из размеров земель, обрабатываемых фермерами (либо производимой ими продукции), а также других источников. При выделении государственных средств на поддержку сельского хозяйства целесообразно было бы предусматривать строку "...в том числе для фермерских хозяйств".

Как с сожалением отметил председатель фермерского объединения К.Ермоленко, за 13 лет земельной реформы в Беларуси государство так и не выработало последовательного подхода к развитию фермерства в стране.

Реформы на селе в основном развивались самопроизвольно, вновь образованные фермерские хозяйства чаще всего оставались наедине с многочисленными проблемами. Многие из действующих фермеров до сих пор стоят перед фактом новых серьезных вложений в так называемое первичное обустройство своих хозяйств: мелиорацию, дорожное строительство, водоснабжение, электрификацию.

Попыткой поставить фермерские хозяйства под опеку исполнительной власти на местах, сделать их равноправными объектами внимания со стороны органов госуправления было принятие Указа Президента N 193 от 1.04.1998г. "О некоторых мерах по совершенствованию регулирования деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств". Однако в силу ряда причин Указ не сработал. И сегодня вопросы взаимодействия фермеров с районными администрациями по уточнению размеров обрабатываемой фермерами земли, замене малопригодных для ведения сельского хозяйства земельных участков, передаче неиспользуемых колхозами и совхозами производственных зданий и сооружений, сбыту продукции, консультированию фермеров по-прежнему остаются актуальными.

Фермерские хозяйства являются феноменами предпринимательской деятельности, умудряясь не только выживать при крайне слабой поддержке со стороны государства, но еще и вытаскивать из финансовой пропасти государственные сельхозпредприятия. Можно привести в качестве примера хозяйство М. Шруба. Взяв на баланс отстающий колхоз с его миллионными долгами, поставив его на ноги, фермер решил попробовать такой "эксперимент" с другим убыточным хозяйством района. Однако, к своему недоумению, получил от районных властей категорическое "нет". Как говорится, приехали...

На съезде многие фермеры высказывали обеспокоенность планирующейся ликвидацией института права пожизненного наследуемого владения землей, гарантированного принятыми в начале 90-х годов Кодексом о земле и Законом "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". Согласно новой редакции Кодекса (его законопроект должен быть внесен Советом Министров в Палату представителей в июне т.г.) основным видом землепользования для фермеров станет аренда земли. За предоставление права заключения договоров аренды будет взиматься плата, равная 1% от кадастровой оценки земельного участка. Размер же арендной платы будет определяться договором аренды, но не меньше ставки земельного налога по соответствующей категории земель.

В настоящее время земельные участки фермерам предоставляются в пожизненное наследуемое владение (до 100 га сельскохозяйственных земель). Кроме того, они могут арендовать дополнительно земельные участки для производственных целей. Правда, для тех, кто приобрел земельные участки до введения в действие новой редакции Кодекса, право на пожизненное владение сохранится. Но предполагается значительное ограничение и некоторых других видов пользования землей. В частности, для ведения крестьянского хозяйства земельные участки в собственность предоставляться не будут. Фермер может иметь в собственности земельный участок максимум 1 га для ведения личного подсобного хозяйства. Все это самым непосредственным образом отразится на привлекательности занятия фермерством.

Не предусмотрено право пожизненного наследования владением землей и в проекте новой редакции Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", который представлен Советом Министров на рассмотрение Палаты представителей. По мнению участников съезда, этот документ не содержит новаторских подходов с точки зрения активизации реформирования АПК, развития фермерского движения, привлечения широких слоев сельского населения к фермерству и требует серьезной концептуальной доработки.

Эти и ряд других предложений вошли в Обращение к Президенту от имени белорусских фермеров. По словам К. Ермоленко, давно пора перейти от взаимных упреков к политике социального партнерства, ибо только таким образом можно быстрее понять друг друга и договориться.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений