$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

Факторы сдерживания

07.05.2010

Одним из главных приоритетов, обозначенных недавно руководством страны, является принятие необходимых мер для реального улучшения инвестиционной привлекательности Беларуси. Поэтому зарегулированность внешнеэкономических отношений, имевшая положительный эффект для экономики страны вчера, сегодня уже работает в обратную сторону. На пути совершенствования внешнеэкономических отношений резидентов существенным препятствием остаются некоторые нормы Указа Президента от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций».

Валерий ШУЛЕКОВСКИЙ, начальник управления мониторинга внешнеэкономической деятельности Главного управления валютного регулирования и валютного контроля Национального банка РБ

Так, например, несоблюдение резидентом срока завершения внешнеторговой операции на несколько дней может обернуться для предприятия, которое и так испытывает значительные финансовые трудности, впечатляющим штрафом, способным не только усугубить проблемы, но и поставить крест на дальнейшей его деятельности.

В то время, когда оперативность расчетов и возможность контрагента рассчитаться хотя бы каким-нибудь способом имеет важнейшее значение, неумолимо действует норма подп. 1.3. Указа Президента № 178, не допускающая при экспорте расчеты в белорусских рублях резидентом по внешнеторговым договорам, заключенным между другим резидентом и нерезидентом.

В соответствии с Указом № 178 резидент может завершить внешнеторговую операцию только определенными способами (поступлением либо возвратом денежных средств, поступлением либо возвратом товаров, получением страхового возмещения, неденежным прекращением обязательств и т.д.). Но на практике порой возникают различные ситуации, когда строгое соблюдение норм Указа № 178 не слишком целесообразно. Например, у резидента есть точная информация о полной экономической несостоятельности его иностранного партнера, подтвержденная компетентными органами. Тем не менее своевременное поступление от него денег за отгруженные ранее товары остается для белорусского предприятия главной обязанностью — ведь нарушение установленного срока грозит серьезным штрафом. И неважно, что зачастую рассчитываться уже просто некому — необходимо продлевать срок до тех пор, пока долг не будет признан безнадежным.

Другой барьер, искусственно воздвигнутый законодательством, — норма о порядке проведения расчетов. Экспортер обязан обеспечивать поступление денежных средств только на свои счета, а импортер — оплачивать свои обязательства со своих счетов, за исключением случаев, предусмотренных Указом № 178 и иными нормативными актами. Между тем зачастую исполнение условий внешнеторговых контрактов не вписывается в узкий формат нормативных предписаний. Например, резидент РБ по договору поставляет товар зарубежной компании, но денежные средства еще не получены. В то же время у экспортера есть обязательства перед другим белорусским предприятием за полученные от него товары. Казалось бы, чего проще — перевести этот долг на нерезидента, который рассчитается с кредитором своего поставщика. Все долги погашены и договоры исполнены ко взаимному удовлетворению с минимальными издержками времени и средств. Но такой порядок расчетов законодательством не предусмотрен, потому как экспортер обязан получить денежные средства за отгруженные товары от нерезидента в срок, установленный Указом № 178. Главный аргумент в защиту такой нормы — получение экспортером выручки в иностранной валюте. Но, во-первых, ее получит другое белорусское предприятие, так что платежный баланс страны не пострадает, а наш экспортер смог бы выбирать, надо ли ждать поступления валюты или, переведя долг, быстро погасить обязательства. Основным стимулом здесь должна быть обоснованная экономическая выгода.

Есть и другой вариант, когда экспортер уступает право требования другому белорусскому предприятию. Однако тогда последнее берет на себя обязанность по обеспечению выполнения требований Указа № 178 в отношении соблюдения сроков завершения внешнеторговой операции, зачисления денежных средств на свой счет и т.д. Разумеется, не всякий на это согласится. К тому же здесь снова возникает одна из основных помех для экспортеров и импортеров — сроки внешнеторговых операций.

Так, согласно подп. 1.4 Указа № 178 резиденты обязаны обеспечить завершение каждой внешнеторговой операции в полном объеме при экспорте — не позднее 90 календарных дней с даты отгрузки товаров (передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполнения работ, оказания услуг, а при импорте — не позднее 60 календарных дней с даты проведения платежа. Правда, Нацбанк может определять иные сроки прекращения обязательств по отдельным видам договоров. Однако это право распространяется лишь на внешнеторговые сделки с калийными удобрениями и дорогостоящей автотракторной техникой, а также на договоры, заключенные банками в целях обеспечения осуществления ими международных межбанковских расчетов, и импорт периодических изданий. Как видим, круг таких сделок весьма ограничен. К тому же сам факт увеличения сроков завершения внешнеторговых операций для избранных субъектов хозяйствования нарушает принцип их равенства перед законом.

Добавим, что в соответствии с подп. 1.5 Указа № 178 сроки завершения внешнеторговых операций могут быть продлены (без взимания платы) по объективным причинам, подтвержденным соответствующими документами, по заявлению резидента Нацбанком (его главными управлениями по областям) в установленном им порядке. Таким образом, сроки-то формально ограничены, но фактически могут продлеваться сколь угодно долго. Надо только проявить расторопность, вовремя обратившись в Нацбанк за продлением срока внешнеторговой операции. Получается, что ограничение, введенное Указом не столько препятствует нарушению законодательства, сколько сдерживает предпринимательскую инициативу участников ВЭД. Ведь они на своем опыте убедились, что именно рынок диктует условия международной торговли. И если с этими правилами не вполне гармонизируют нормы актов национального законодательства, то это неизбежно скажется на результатах внешнеторговой деятельности каждого предприятия и страны в целом.