Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Консультации
17.11.2017 3 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Факторингу быть

Между сторонами планируется заключить договор поставки на условиях предварительной оплаты.

Будет ли действительным договор факторинга, предметом которого выступает требование о предоплате, заключенный до заключения самого договора поставки?

В соответствии со ст. 476 ГК по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования их в пред­принимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. По общему пра­вилу, установленному п. 1 ст. 457 ГК, в случаях, когда договором купли-продажи предусмотрена обязанность покупателя уплатить цену полностью или частично до передачи продавцом товара (предварительная оплата), покупатель должен произвести оплату в срок, предусмотренный договором. Таким образом, договор поставки на условиях предварительной оплаты предусматривает денежное обязательство на стороне покупателя по уплате сумм предварительной оплаты за товар.

Согласно ст. 153 Банковского кодекса (далее – БК) по договору финансирования под уступку денежного требования (договор факторинга) одна сторона (фактор) – банк или небанковская кредитно-финансовая ор­ганизация – обязуется другой стороне (кредитору) вступить в денежное обязательство меж­ду кредитором и должником на стороне кредитора путем выплаты кредитору суммы денежного обязательства долж­ника с дисконтом. Под дисконтом понимается разница между суммой денежного обязательства должника и суммой, выплачиваемой фактором кредитору.

Предметом уступки по договору факторинга может выступать будущее денежное требование. Однако исходя из буквального толкования ч. 1 ст. 155 БК под будущим денежным требованием понимается существующее на момент заключения договора факторинга требование, срок платежа по которому растянут во времени, т.е. наступит в будущем.

Необходимо помнить, что согласно ч. 2 ст. 162 БК уступленное денежное требование признается действительным, если кредитор имеет право на его уступку. До заключения договора поставки поставщик (кредитор по договору факторинга) не обладает требованием к покупателю об уплате предоплаты за товар, поскольку договор поставки вступает в силу и становится обязательным для сторон, в т.ч. в части исполнения покупателем указанной обязанности, с момента его заключения (п. 1 ст. 395 ГК).

Таким образом, до заключения договора поставки уступаемое по договору факторинга банку-­фактору требование об уплате предоплаты за товар является недействительным в смысле ч. 2 ст. 162 БК. При этом исходя из буквального толкования ч. 1 ст. 162 БК уступка по договору факторинга недействительного (в данном случае несуществующего) требования влечет ответственность кредитора (поставщика) перед банком-­фактором, а не недействительность договора факторинга. Кроме того, в таком случае фактор приобретает право обратного требования (рег­ресса) к кредитору независимо от условий платежа (ч. 3 ст. 163 БК).

Ответ: Да, будет.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by