$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Менеджмент

ФАКТОР ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ©

17.02.2015

 

Совершенствование безопасности пищевой продукции, изготавливаемой предприятиями общепита и торговли, — главное условие их конкурентоспособности и устойчивого положения на рынке. Достигается оно через разработку политики безопасности пищевых продуктов и стратегии для внедрения и соблюдения принципов HACCP, уверена глава представительства МВФ в Беларуси Ольга ЩЕРБИНА.

— Ольга, сложно ли белорусским предприятиям внедрять стандарты HАССP?

— Назову две основные проблемы, с которыми сталкиваются белорусские предприятия общественного питания при внедрении системы менеджмента безопасности пищевой продукции, основанной на принципах HACCP. Во-первых, это ограниченные финансовые возможности. Ведь для того, чтобы привести инфраструктуру и производственные мощности в соответствие с современными требованиями, нужны средства. Вторая проблема — нехватка подготовленных специалистов в сфере системы менеджмента пищевой безопасности.

— Обязательны ли принципы пищевой безопасности в других странах, например, в Евросоюзе?

— Сейчас соблюдение принципов НАССР является обязательным в странах Европейского Союза (Регламент 178/2002/EC от 28.01.2002 устанавливает общие принципы и требования законодательства по продуктам питания).

В Евросоюзе сами потребители побуждают предприятия к внедрению НАССР и других систем, которые гарантируют выпуск безопасной пищевой продукции. В других странах сильным импульсом являются крупные торговые сети. Они проводят тщательный аудит предприятия и только после этого разрешают ему быть своим поставщиком. Еще одной из причин, стимулирующих субъектов внедрять систему НАССР, может быть обострение конкуренции на внутреннем рынке из-за финансового кризиса, который заставил компании искать способы повышения конкурентоспособности.

— Сколько стоит внедрение системы менеджмента пищевой безопасности?

— Все очень индивидуально. Стоимость внедрения зависит от конкретной отрасли, от состояния самого предприятия, здания, используемого оборудования, технологических процессов, от того, какие стандарты безопасности пищевой продукции ранее использовались. Если все это находится в хорошем состоянии, то внедрение НАССР обойдется гораздо дешевле.

Кроме того, есть затраты, которые придется систематически нести для поддержания и эффективного функционирования системы. Например, постоянное обучение сотрудников, ведение документации и т.д. Человеческий фактор нередко является самым слабым звеном: без совершенствования навыков и знаний сотрудников даже самое современное оборудование неспособно обеспечить безопасность пищевой продукции.

— Как быстро окупаются инвестиции в систему стандартов пищевой безопасности?

— По данным европейских экспертов, инвестиции в разработку и внедрение системы НАССР, как правило, возвращаются в течение 2—3 лет, даже в случае проведения значительных работ по модернизации.

Например, украинская компания «Глобино» работала с Международной финансовой корпорацией (IFC) над повышением безопасности своей продукции около 2 лет и кардинально изменила подходы к защите своих потребителей. Обновление системы пищевой безопасности обошлось здесь в 140 тыс. USD, а окупились эти вложения в течение месяца. Только за год продажи возросли на 10%, а это около 4 млн. USD.

У грузинской компании «Аквагер», выпускающей бутилированную воду, благодаря усовершенствованию системы продажи выросли на 40%, сократился брак. Компания вышла на новые рынки, включая Россию, Китай, ОАЭ, Украину, Молдову. Другая компания в Грузии — кондитерская «Джорджиан Бэйкерс» — сегодня продает свою продукцию через торговые сети по всей стране, планируя в ближайшее время экспортировать ее за рубеж. Следующий после внедрения системы год был очень успешным для компании: ее продажи выросли более чем на 50%

— Повышается ли инвестиционная привлекательность предприятий, внедривших НАССР?

— Для инвестора внедренная и функционирующая система HACCP говорит о том, что компания эффективно управляет своими производственными процессами, контролирует риски, заботится о репутации. Это, разумеется, увеличивает инвестиционную привлекательность. Например, IFC при рассмотрении компании в качестве потенциального инвестиционного клиента наряду с другими факторами обращает внимание на наличие и функционирование системы менеджмента безопасности пищевых продуктов.
 
Материал подготовила Оксана КУЗНЕЦОВА